Святой Иаков Старший - Франческо Пенсо (Кабианка)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святой Иаков Старший
Святой Иаков Старший
Автор: Франческо Пенсо (Кабианка)
Местонахождение: Церковь Санта-Мария-Ассунта, Венеция, Италия
Произведение: Святой Иаков Старший
Жанр: Скульптура
Год создания: 1720-е гг.
Эпоха: Барокко, библейский сюжет

Описание произведения

 Каменную скульптуру, изображающую Святого Иакова Старшего, на фасаде венецианской иезуитской церкви Санта-Мария-Ассунта итальянский мастер эпохи Барокко Франческо Кабианка создал в 1720-х годах. 

Иаков Старший (Зеведеев) входил в число двенадцати ближайших Апостолов Христа. До встречи с Иисусом Иаков, старший брат Иоанна Богослова, был простым рыбаком. После Вознесения Учителя, Апостол Иаков, отправившись в Европу, донёс Слово Христово до северной Испании. Смерть Святого Иакова описана в Евангелии: «Царь Ирод Агриппа I убил Иакова, брата Иоанна, мечом» (Деян.12:2). Тело Иакова Старшего положили в лодку и пустили по волнам Средиземного моря. Челн причалил к берегам Испании, где с тех пор в городе Компостела, «христианской Мекке», хранятся его Святые мощи. 

Статуя в нише фасада изображает Святого Иакова, величественно стоящего во весь рост. В опущенной правой руке он держит раскрытое Евангелие, левая спрятана под одеждой. Фигуру Апостола окутывает широкая паломническая накидка с множеством жёстких барочных складок, на левом боку висит перемётная сума, ноги Иакова босы. Аскетичный лик Святого Иакова Старшего, с крупными правильными чертами, поднят к Небу, туда же направлен и его взгляд.

Пластика Кабианки наполнена драматизмом, динамикой и экспрессией, присущей эпохе Барокко. Игра света и тени на поверхности скульптуры оживляет камень, наполняя произведение и человеческой эмоциональностью, и Божественной одухотворённостью.

История создания

Статую Святого Иакова Старшего в нише фасада венецианской церкви Санта-Мария-Ассунта (Джезуити) Франческо Кабианка создал в 1720-х годах. Для этой же церкви мастер сделал статуи ещё двух Апостолов – Святого Иоанна Богослова и Святого Андрея.

В 1714 году иезуиты Венеции получили разрешение построить собственную церковь на месте старой базилики Святой Марии Египетской. Новый храм был построен в период с 1715 по 1729 годы. Архитектор Доменико Росси спроектировал здание в барочном стиле, в виде латинского креста с широким нефом, что должно было повторять формы главной иезуитской церкви Иль Джезу в Риме. 

Отношение автора к вере 

Франческо Пенсо (Кабианка) был ревностным католиком и обладал всеми добродетелями, присущими христианину. Эти качества, несомненно, включали огромное трудолюбие и талант. На протяжении своей долгой, творчески наполненной жизни, наряду с работой над частными заказами, он создал и множество скульптур на библейскую тематику. 

Находящиеся во многих венецианских церквях, принадлежащие резцу Кабианки, образы Иисуса, Богоматери и святых эмоционально выразительны, возвышенны и правдивы, что, без сомнения, выражает истинные религиозные чувства мастера. 

Биография

Франческо Пенсо, более известный как Кабианка, итальянский скульптор эпохи барокко, родился 26 декабря 1666 года в Венеции. В юности он обучался у известного в то время венецианского скульптора Джусто Ле Курта. В 1682 году юный Пенсо создал своё первое произведение – статую богини войны Беллоны (она установлена у входа в Венецианский Арсенал).

Из ранних работ мастера самая известная – мраморная статуя Святого Бенедикта для церкви Сан Микеле в Изоле (1695). С 1698 по 1708 годы он работал в Далмации, где создал скульптуры для главного алтаря церкви Санта Кьяра в Которе, алтарь Сан Джузеппе и мраморный алтарь капеллы Святого Трифона в церкви Сан Трифоне.

Самая известная работа периода творческой зрелости Кабианки – мраморные барельефы для алтаря ризницы базилики Санта-Мария-Глориоза- деи-Фрари в Венеции (1711). Франческо Кабианка создал много статуй и рельефов для венецианских церквей, и хотя его не считают выдающимся скульптором, он занял достойное место в пластике позднего барокко.

Несколько скульптурных работ Кабианки были приобретены в 1720-х годах по распоряжению Петра I для Летнего сада Санкт-Петербурга. Это «Вертумн» и «Помона», «Антиной» и «Сатурн», бюсты римских императоров Веспасиана, Нерона, Тиберия, Тита и Траяна, а также бюст Марции Фурниллы, второй жены императора Тита Флавия Веспасиана. 

Умер мастер 15 апреля 1737 года в Венеции.

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий