«Свинцовый отвес в руке Господа» - Сальвадор Дали

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Свинцовый отвес в руке Господа»
«Свинцовый отвес в руке Господа»
Автор: Сальвадор Дали
Местонахождение: Частные коллекции и музеи мира
Произведение: «Свинцовый отвес в руке Господа»
Жанр: Художественное
Год создания: 1964 г.
Эпоха/течение: Религиозная графика

Описание произведения

Иллюстрация Дали «Свинцовый отвес в руке Господа» изображает неоднозначный сюжет, упоминаемый сразу в нескольких книгах Священного Писания. Так, в книге пророка Амоса Бог сравнивает народ Израиля со стеной, построенной по отвесу. Толкование слова anach – «свинцовый отвес» - всегда было различным среди богословов. Один из самых распространенных вариантов перевода этого понятия принадлежит блаженному Иерониму – «полировальный свинец», которым в Израиле укрепляли стены для достижения прочности и красоты. Метафорически текст, изложенный в седьмом и восьмом стихах 7-й главы книги пророка Амоса означает следующее: то, чем должны были быть израильтяне, слишком далеко от того, чем они являются, поэтому Бог решает больше не щадить их.

Автор книги Премудрости Соломона восхваляет способность Бога творить справедливое суждение. В 15-м стихе 12-ой главы он пишет, что Господь всем управляет праведно, так как Сам справедлив и считает недостойным Своей власти осуждать того, кто не заслуживает наказания. 

Основная мысль двух цитируемых Сальвадором Дали библейских отрывков такова, что христиане могут утешиться в правде, зная, что есть справедливый Бог. Справедливость – основной мотив изображения.

В своей работе художник обильно использует черную краску. Дали редко наносил ее настолько густой, чтобы она была полностью непрозрачной, как в центральной фигуре этого произведения. Глубокий, смелый черно-красный цвет одежды старика добавляет драматизма и напряженности, которые противостоят легким наброскам лица, руки, посоха и фоновой фигуры. Главный герой опирается на посох и слегка высовывает изо рта язык с красным кончиком. Алая фигура, нарисованная на втором плане, имеет лицо херувима и наклоняется назад, опираясь на посох, частично дублируя основного персонажа композиции.

Одновременное использование в рисунке гуаши, карандаша и сепии, с применением приема булетизма, придает и композиции, и самому сюжету нетривиальный, едва ли не фантасмагорический оттенок. 


История создания

«Свинцовый отвес в руке Господа» - одна из ста пяти работ графической серии иллюстраций «Biblia Sacra», созданной Сальвадором Дали в 1964-1967 гг. по инициативе своего друга Джузеппе Альбаретто, ревностного католика и мультимиллионера. По собственному признанию Джузеппе, поручив Дали этот проект, он рассчитывал на то, что художник вновь обратится к Богу.

Цветные литографии сюиты исполнены в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш) по ста пяти акварельным рисункам, созданным Дали в период с 1963-й по 1964-й годы. Само издание «Biblia Sacra», выпущенное в 1967-м году, состояло из пяти томов, переплетенных искусно обработанной белой флорентийской кожей. Роскошная книга печаталась в издательстве Анджело Риццоли в Милане (Италия). Вся работа по издательству была организована всё тем же Альбаретто, а первый экземпляр Библии был подарен Сальвадором лично папе римскому Павлу VI.

Работы «Biblia Sacra» представляют собой сочетание офсетной и непрерывной тональной литографии, а также шелкографии с применением лаков и металлических красок. Произведения печатались на толстом картоне, специально разработанном для использования различных техник, включая 20-ти цветную печать. Литографии впоследствии вклеивались в Библию с использованием вощеной бумаги. 

Коллекционные библейские иллюстрации, предназначенные для выставок и продаж, поставлялись в комплекте с японскими листами (к каждой гравюре), на которых печатались по два стиха – цитаты из Библии, подобранные автором для облегчения понимания изображаемого сюжета.

Качественное мастерство и артистизм проявляются в каждой работе сюиты. Уникальное сочетание нескольких техник печати придает этим иллюстрациям богатство и глубину, благодаря которым работы полностью соответствуют оригинальным картинам. В предисловии к «Библии» издатель утверждает, что литографии Дали «настраивают, как универсальным, так и личным образом, динамическое видение, которое характеризует отношения между людьми и Богом».

Серия «Biblia Sacra» является самым масштабным графическом проектом в творчестве мэтра.


Отношение автора к вере

Большую часть своей жизни Сальвадор Дали прожил в статусе атеиста по примеру своего отца и деда. Однако, как утверждают исследователи его жизни и творчества, в конце своего жизненного пути Дали всё же обратился к Богу и стал верующим христианином. Надо заметить, что религиозные сюжеты в его живописи и графике появляются гораздо раньше. С конца 1940-х гг. в творчестве Дали намечаются христианские мотивы, которые сам он назовет «католическим мистицизмом» («Искушение св. Антония», 1946 г., «Христос св. Хуана де ла Крус», 1950-1952 г. и др.). Перед исполнением графической серии «Biblia Sacra» художник изучал Священное Писание на протяжении двух лет.

Однозначного и объективного мнения относительно религиозной идентичности Сальвадора Дали не существует до сих пор, однако можно смело утверждать, что его творчество в этом смысле говорит само за себя: отношения с Господом у Дали были очень непростыми, но так или иначе он их выстраивал.

Биография

Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904-го года в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса дона Сальвадора и его жены Фелипы. Старший сын Сальвадора и Фелипы умер за 9 месяцев до рождения Дали. Также у Сальвадора была младшая сестра Анна-Мария Дали.

Первые художественные навыки будущий художник получил в муниципальной художественной школе. По окончании, в 1921-м году, поступает в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо.

В 1922-м году Дали переезжает в «Резиденцию», студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей. Там он знакомится с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой, с которыми впоследствии тесно свяжет свой творческий путь. Там же увлекается фрейдизмом.

Спустя четыре года Дали изгоняют из учебного заведения за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Художник переезжает в Париж, где случится судьбоносное знакомство с Пабло Пикассо.

В 1929-м году Дали участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического 15-минутного фильма «Андалузский пёс». Тогда же он познакомится со своей будущей женой – Еленой Дмитриевной Дьяконовой, более известной как Гала.

Период 1929-1939 гг. станет самым плодотворным в жизни художника. После этого писать меньше он не станет, однако буквально «растратит» себя, по мнению своих биографов, во многочисленных пресс-конференциях и инициированных скандалах. 

С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где живут с 1940-й по 1948-й год. В 1942-м году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Этот период также ознаменован сотрудничеством с Уолтом Диснеем, основателем крупнейшей мультимедийной империи.

С 1950-х гг. художник обращается к графике. Его печатные серии («Капричос» Гойи, «Песнь Песней царя Соломона», «Посвящение Леонардо да Винчи» и т.д.) известны по всему миру и являются гордостью крупнейших мировых музеев и частных коллекций.

После возвращения из США Дали жил и творил преимущественно в Каталонии. В 1965-м году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками.

В 1974-м году открывается главное «детище» художника – театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был основной фокус его энергии; изменения в музей вносились вплоть до середины 1980-х гг.

Гала умерла в 1982-м году, и Дали погружается в глубочайшую депрессию, на фоне которой развивается острая сердечная недостаточность.

Художник скончался в больнице в январе 1989-го года. Великий провокатор завещал похоронить себя в музее, вмонтировав свой прах в пол главной комнаты, чтобы по его могиле могли ходить посетители музея. Последнее желание гения XX-го столетия было удовлетворено.

Всё своё огромное творческое и финансовое наследие Сальвадор Дали завещал Испании. Детей у него не было.

Автор текста: Людмила Нестерова.



Оставить комментарий