Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Сон святого Иосифа» – произведение Рембрандта Харменса ван Рейна, сюжет которого был взят из Нового Завета. После того как волхвы пришли поклониться к новорожденному Иисусу, правящий царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в Вифлееме и его округе. Богом был ниспослан Ангел, чтобы предупредить Иосифа и Марию о грозящей опасности. Он явился Иосифу во сне и сообщил о необходимости спасаться бегством в землю египетскую от гнева Ирода.
На картине художник представил сцену сновидения: сидящий на полу Иосиф спит, прислонившись к стене и подперев голову рукой. Позади него видна сияющая фигура ангела. Ангел касается плеча спящего, сообщая ему повеление Господа покинуть Вифлеем вместе с семьёй. Мария с младенцем спят рядом с Иосифом: мать обнимает рукой своё Дитя, постелью им служит сено, приготовленное для животных.
Тёмное и мрачное помещение хлева, где нашли приют родители Христа, озаряется слабым лунным светом, проникающим сквозь крышу. Работа выполнена широким мазками, и изображения выглядят нечёткой. Отсутствует детальная прорисовка лиц и фигур. Всё на картине кажется скрытым под покровом ночи. Темнота надёжно укрыла Иисуса, Иосифа и Марию от жестокого царя и позволила незаметно для всех покинуть родные края.
История создания
Великий голландский живописец закончил работу над полотном вскоре после смерти своей любимой жены Саскии. Моральная подавленность и безудержная тоска наложили сильный отпечаток на всё его последующее творчество. Рембрандт по-прежнему широко использовал приём светотени, который можно увидеть и в картине «Сон Святого Иосифа», но его произведения в эти годы становятся более мрачными, присутствует размытость линий.
Тем не менее живопись оставалась тем якорем, который удерживал художника на плаву. Многочисленные полотна, в основе которых лежали библейские темы, продолжали создаваться одно за другим. Не только материальный интерес двигал Рембрандтом, талантливый мастер не видел своей жизни без кисти и красок, он бесконечно вдохновлялся Священным Писанием и находил в нём утешение от ударов судьбы.
«Сон святого Иосифа» – это совсем маленькая по размеру работа (20х27 см), написанная по одному стиху Евангелия от Матфея. В настоящее время картина хранится в Государственном музее Берлина.
Отношение автора к вере
Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.
Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.
Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.
Биография
Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.
Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.
30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.
В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.