Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Гравюра Густава Доре «Сон Иакова» повествует о событии, описанном в Пятикнижии Моисея. Иаков был младшим из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. По совету своей матери он отправился в город Харран, чтобы избежать мести своего брата Исава, у которого он обманным путем забрал первородство. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение - лестницу, которая соединяет Небо и Землю. Священное Писание так повествует об этом: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:12-15). Проснувшись, Иаков был объят священным страхом и трепетом, почувствовав живое присутствие Божие. Он освятил елеем камень, на котором преклонил голову, поставил его как памятник и назвал это место Вефилем. В православной традиции ветхозаветный рассказ о сновидении Иакова является одним из первых пророчеств о приходе на землю Христа, поскольку роль Божией Матери сравнима с лестницей, по которой Господь во плоти спускается на землю с небес.
На переднем плане близ раскидистого дерева мы видим Иакова, положившего голову на камень и погруженного в глубокий сон. Остальное пространство картины заполнено божественным видением - Иаков видит во сне ангелов с мощными белоснежными крыльями и в легких туниках. Божественные создания поднимаются и спускаются по лестнице, символизируя его многочисленных потомков. Лестница возносится к самому небу и завершается троном, на котором восседает Сам Господь. От фигуры Всевышнего исходит яркий нетварный свет, который освещает всё пространство картины.
История создания
Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работоспособность Гюстава удивляла даже его близких. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 картин.
Благодаря реализму своего стиля Доре дал вторую жизнь этим рассказам, описывающим события Священного Писания. В иллюстрациях Доре библейские герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно. Опосредованное влияние барокко объясняет стремление Доре охватить сцену, грандиозное, развертывающееся перед зрителем действо целиком.
Для библейских сцен Гюстава Доре необходима иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в гравюрах Ветхого Завета. Доре подчеркивает глубину пространства, применяя свето-воздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.
Отношение автора к вере
О личной жизни Гюстава Доре нет исчерпывающих сведений. Известно, что он был верующим католиком, а о его личности и нравственных качествах, по которым и можно судить о человеке, свидетельствуют его современники, отмечая огромное жизнелюбие, неутомимую энергию и творческий героизм художника. Очевидно, что еще с рождения мальчик был отмечен Богом выдающимся талантом, так как, не имея профессионального образования в столь сложной сфере, Доре удавалось создавать работы, буквально поражающие окружающих. Очевидно, Гюстав чувствовал это избранничество и в полной мере использовал свой дар, проповедуя живописными средствами вечные истины.
Еще одной особенностью творчества Доре была его универсальность. Он одинаково тщательно и вдохновенно мог рисовать сатирические картинки для газеты, оформлять детские книги, иллюстрировать религиозную и философскую литературу. «Фантастичность, разнообразие... замечательная живописность пейзажей, служащих фоном для библейских иллюстраций Гюстава Доре, свидетельствуют... о богатом и легком воображении этого художника, главные же действующие лица этих сцен всегда отличаются академичностью» — так писал о Доре художественный критик Владимир Васильевич Стасов в работе «Искусство XIX века». Действительно гравюры Гюстава Доре легко узнаются - все детали выполнены художником с необыкновенной реалистичностью, точностью и мастерством.
В целом судьба художника не имела сложных крутых поворотов, будучи истинным христианином, Доре много трудился, был честен с собой и людьми, за что имел в уже в земной жизни большую награду.
Биография
Поль Гюстав Доре - выдающийся представитель европейского искусства второй половины XIX века, занимающий исключительное место в мировой истории иллюстрации.
Родился в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре́. С раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка. Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур. Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре. В 1847 году Доре переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса», в котором указывалось, что их автор— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования.
Известно, что художник делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике. Доре так и не получил художественного образования, но проводил время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры.
В 1848 году художник становится участником салона, где выставляет свои работы. В 1853 году иллюстрировал Байрона; в том же году увидела свет Библия в переводе Людвига Филиппсона с иллюстрациями Доре..
В 1854 году, в связи с разразившейся Крымской войной, выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси»— антирусский военный памфлет В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец» (гротескные зарисовки парижского быта). В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. В 1858 году работал в театре Буфф-Паризьен над декорационным оформлением премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду».
1860-е годы принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника.
В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании.
В 1874—1879 году нарисовал 87 иллюстраций к трехтомному изданию «Божественной комедии» Данте, вышедшему в издательстве «Вольф».
Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Художник ушел из жизни в 1833 году. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Автор текста: Орлатых Евгения.