Сим, Хам, Иафет - Тиссо Джеймс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сим, Хам, Иафет
Сим, Хам, Иафет
Автор: Тиссо Джеймс
Местонахождение: Бруклинский музей, Нью Йорк
Произведение: Цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа»
Жанр: Художественное
Год создания: 1886-1896 гг.
Эпоха/течение: Реализм, ориентализм, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения


На полотне Джеймса Тиссо изображены три сына ветхозаветного праведника Ноя, о которых упоминается в Книге Бытия: «Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт.6:10). В данных сыновьям именах проявился пророческий дар Ноя, полученный им потому, что его коснулась благодать Святого Духа. Имя «Сим» - означает «слава», и его потомки приняли Откровение и возвестили народам имя и славу Божию. Именно из рода Сима  произошел Мессия - Иисус Христос. «Хам» - значит «жар, страсть, горячность», и действительно все его потомки отличаются особенно страстным темпераментом, склонностью поддаваться животным инстинктам. «Иафет» - означает «красота, распространение», и его потомки с одной стороны создали идеал красоты и гармонии, а с другой - весь Земной шар теперь заселен иафетитами, чья цивилизация стала образцовой для других племен. 

Сыновья Ноя изображены в зрелых летах, стоящими на фоне живописной гористой местности. Этот пейзаж с уходящими вдаль тропами и горными вершинами, раскидистыми деревьями и полоской ясного неба придает картине эпическое звучание. Образы трех мужчин сопоставимы с образами трех витязей - во многом они воплощают собой идеи силы, мужества, преодоления того, что выпало на их долю.  

В центре, очевидно, изображен Хам в характерном алом одеянии, выражающем его горячую импульсивную натуру. Некоторая тучность его фигуры свидетельствует о пристрастии к чревоугодию. Справа от него изображен Сим в благородном синем одеянии и с густой окладистой бородой. Он кажется самым высоким, сильным и статным, его руки уверенно сложены за спиной, а весь облик исполнен достоинства. Слева Тиссо представил Иафета – его внешняя красота проявляется в более мягких чертах лица, светлых волнистых волосах и голубых выразительных глазах. Его вид бесхитростен и открыт. Взгляды всех трех братьев задумчиво устремлены вдаль. Художник, тщательно изучивший бытовые особенности ветхозаветной эпохи, в деталях изображает внешний облик героев и саму атмосферу, что придает сцене реалистичность.


История создания


Свою творческую карьеру Джеймс Тиссо начал с салонной живописи. Его работы, изображающие дам в модных нарядах, имели колоссальный успех у коллекционеров и приносили живописцу внушительный доход. Однако после внезапной смерти возлюбленной художник переживает сильнейшую переоценку ценностей, приходит к вере и решает посвятить весь свой талант творческому исследованию Священного Писания. С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889 г.) Палестину. Обетованная земля становиться последней любовью его жизни. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле: «Именно на Святой Земле сцены прошлого возникали перед моим мысленным взором… Я предавался размышлениям, пребывая в тех местах, где происходили события, и проникался внутренними видениями настолько, что они открывались мне во всей полноте».

Творческое служение Тиссо без преувеличения можно назвать подвигом. Он создает более 450 (по некоторым источникам – до 700) работ. Важно отметить и исторические обстоятельства эпохи, в которую творил художник. Научный, технический и экономический прогресс второй половины XIX века привел к тому, что на смену религиозной пришла иная система ценностей, положившая в основу человеческого существования личное материальное благополучие и определившая новую модель мира с его культурой отрицания, мятежного богоотступничества, признания непреодолимости зла и воспевания красоты увядания. Появление именно в такой период времени большой серии работ на сюжеты Священного Писания, было явлением по меньшей мере поразительным. Учитывая еще и тот факт, что осуществил ее один из самых на тот момент модных салонных художников Лондона и Парижа. С кистью в руках Тиссо буквально старался «прочитать» всю Библию. Книга, некогда бывшая путеводителем его матери, стала для него не просто настольной, но окном, через которое он стремился смотреть на мир и его Творца. Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» («Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ») составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля (Париж). Сейчас они принадлежат Бруклинскому Музею. Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел — завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и книгам Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904.

Серия была выполнена в реалистическом стиле, которому Тиссо оставался верным, несмотря на новые художественные веяния конца XIX  столетия.  Работы отличаются чрезвычайно скрупулезным вниманием к деталям, к характерным особенностям быта и архитектуры, к природе Палестины и к типажам местных жителей. Главным художественно-выразительным средством в этих акварелях становится не столько цвет, сколько линия, мастерски владея которой, Тиссо создает экспрессивные, живые, чувственные образы.


Отношение автора к вере


Творческий путь Джеймса Тиссо удивительным образом отражает историю обретения художником истинной веры. С юных лет живописец впитывал знания о христианстве от своей глубоко верующей матери католички, для которой Библия была настольной книгой. Однако, как и многие молодые люди той эпохи, Тиссо был подвластен современным веяниям, утверждающим истинное благо в материальных ценностях. Благодаря таланту и выбору чрезвычайно популярной темы своих картин, изображающих модных красавиц, Джеймс Тиссо стал состоятельным человеком и популярным художником в Лондоне и Париже. Свою личную жизнь он связан с Кэтлин Ньютон - разведенной красавицей ирландкой, которая стала его настоящей музой и главной моделью многих работ.  Однако их счастью суждено было продлиться 12 лет.  

В 1882 году жизнь Джеймса Тиссо в буквальном смысле перевернулась. Его возлюбленная, внезапно заболевшая туберкулезом, покончила жизнь самоубийством. Долгое время художник не мог найти утешение. Переживая колоссальный душевный кризис, Тиссо прибегал к мистическим практикам, но вскоре осознал, что это ложный путь. И тогда Джеймс Тиссо всерьез пересмотрел свою жизнь и обратился к христианской вере. 

Такой душевный переворот в полной мере отразился и на творчестве художника. Тиссо обратился к религиозному искусству и полностью посвятил свой талант созданию цикла иллюстраций к Священному Писанию. Он отправился в путешествие по Святой Земле, с целью своими глазами увидеть те места, где жил и проповедовал Спаситель. Живописец подолгу жил в Палестине и до конца своих дней оставался горячо верующим христианином, обретшим утешение в Боге.  


Биография


Жак-Жозеф Тиссо родился 15 октября 1836 года в семье успешного торговца тканями из Нанта и набожной католички. К 17 годам, после иезуитской школы-интерната, Жак-Жозеф окончательно принял решение стать профессиональным художником - при горячей поддержке со стороны матери и к большому разочарованию отца. В 1857 году он уехал в Париж, в Школу изящных искусств. Учителями Тиссо были Ипполит Ландрин и Луи Ламот.

Три года спустя молодой художник-провинциал дебютировал в Салоне, и с той поры стал называть себя Джеймс Тиссо – на английский манер. Слава к Тиссо пришла рано: его картина «Встреча Фауста и Маргариты», в которой явно читалось влияние прерафаэлитов, привлекла внимание графа де Нойверкерке, который приобрел картину от имени правительства Люксембурга за 5000 франков.

Тиссо унаследовал коммерческие инстинкты своего успешного отца-торговца, которые в сочетании с умом и искушенностью сделали его весьма преуспевающим. В 1863 году художник оставил историческую тему и обратился к жанру модного портрета, изображая изящных дам в модных одеждах. Через два года Тиссо, в знак признания его талантов, получил право выставляться на выставках Салона вне конкурсной программы. Цены на его картины, изображающие развлечения и утонченную жизнь времен Второй Империи Наполеона Бонапарта, были просто фантастическими. 

В 1869 году, на вершине своей карьеры, Тиссо в качестве карикатуриста стал сотрудничать с новым лондонским журналом «Vanity Fair» («Ярмарка тщеславия»). Первой работой для журнала стала злостная политическая карикатура, изображающая поверженного Наполеона III. И когда в сентябре 1870 года Вторая Империя рухнула, вместе с ней закончилась спокойная, размеренная жизнь Джеймса Тиссо. Он стал снайпером, защищая Париж в рядах отряда «Скауты (Éclaireurs) Сены». После франко-прусской войны и кровавых боев Парижской Коммуны Джеймс Тиссо бежал из Парижа в Лондон, имея в кармане всего 100 франков.

Всего два года понадобилось талантливому живописцу, чтобы занять достойное место на лондонском арт-рынке. Он в совершенстве освоил искусство гравюры и в 1873 году стал членом лондонского The Arts Club. 

С 1872 по 1875 годы Тиссо выставлял свои работы исключительно в Королевской академии, получая солидный доход от продаж акварельных копий и гравюр своих картин. В 1876 году Джеймс Тиссо стал очень состоятельным человеком и следующие шесть лет провел в относительном уединении со своей молодой натурщицей и музой Кэтлин Ньютон, которая позировала для его картин «Октябрь», «Вечер», «Гамак». Когда Кэтлин Ньютон скончалась от туберкулеза в конце 1882 года, Тиссо вернулся в Париж, а год спустя продал свой лондонский дом.

Во французской столице Джеймс Тиссо попытался восстановить свою репутацию модного живописца, создав серию из пятнадцати крупномасштабных полотен под названием «La Femme de Paris» («Парижская женщина»). Остаток своей жизни Тиссо посвятил иллюстрированию Библии, для чего предпринимал неоднократные поездки на Святую Землю - в 1886-87, 1888 и 1889 годах. Его серия из 365 иллюстраций гуашью, посвященная Жизни Христа, стала сенсацией. Произведения из «библейской серии» были показаны на выставках в Париже (1894 и 1895 гг.), Лондоне (1896) и Нью-Йорке (1898), и были напечатаны отдельными изданиями. 

В 1888 году Джеймс Тиссо поселился в бывшем аббатстве Шато-де-Буйон, которое унаследовал от отца. Художник умер в 1902 году, в возрасте 66 лет. 

Автор текста: Миненко Евгения.




Оставить комментарий