Саул и ведьма Аэндора - Стомер Маттиас
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Различные роды гадания, вопрошание оракулов и вызывание душ умерших были строго запрещены израильскому народу, как язычество. Эти действия приравнивались к язычеству. "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой" (Втор. 18:9-14). Однако царь Саул, попав в затруднительное положение, пошел к ведьме, живущей в Аэндоре. “Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе" (1 Цар. 28:7-8). Саул попросил вызвать ему дух уже почившего пророка Самуила, чтобы спросить, что ему делать, ведь Господь за его грехи и неверие отвернулся от него. Самуил сказал те же слова, которые говорил Саулу при жизни - престол его будет отдан Давиду.
Картина Маттиаса Стомера, иллюстрирующая этот рассказ, показывает темную мрачную комнату. Сама атмосфера полотна передает отдаленность происходящего от Бога, источника Света и Истины. Слева изображена женщина с факелом в руке, тонкой тростью она пишет на земле магические знаки. Рядом художник изобразил котел на огне, ступку для измельчения и стеклянную колбу, этот набор наводит мысль о приготовлении знахарских снадобий.
Внимание зрителя привлекает мужская фигура в центре произведения. Озаренная ярким пламенем она выделяется среди других персонажей белыми одеждами, символизирующими душевную чистоту и святость. Это пророк Самуил, его поднятая вверх рука указывает на небо и означает исполнение воли Бога. Саул сидит перед пророком на низком стуле и с надеждой смотрит на него. Жесты и поза передают его нетерпение и растерянность. Спутники царя, скрытые полумраком комнаты испуганы и изумлены происходящим.
История создания
Дата создания картины "Саул и Аэндорская ведьма" Маттиасом Стомером не известна. Произведение представляет мастера, как зрелого художника, который с помощью живописных средств передает нюансы библейской истории. Умелое использование контраста света и тени показывает Стомера как последователя Караваджо.
Отношение автора к вере
Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.
Биография
Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже.
Автор текста: Ольга Северинова.