Рождество Христово - Боровиковский Владимир Лукич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Рождество Христово
Рождество Христово
Автор: Боровиковский Владимир Лукич
Местонахождение: Тверская областная картинная галерея, Тверь
Произведение: Рождество Христово
Жанр: Художественное
Год создания: 1790 г.
Эпоха/течение: Религиозная живопись
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Владимир Боровиковский - выдающийся портретист XIX столетия, художник-иконописец, создавший множество картин на религиозные темы. Одна из них, картина «Рождество Христово», отличается особым сентиментализмом.

На первом плане в центральной части изображен Младенец Христос, лежащий в яслях на соломе.  Справа над Сыном в умилении склоняется Дева Мария, а над Ней парит целый сонм пухлощеких ангелов. Даже через зрительный образ передается звучание их торжественных возгласов: «Слава в Вышних Богу, на земле мир, человецех благоволение: Христос возсия, отцев Бог благословенный» (Канон Рождества. Ирмос. Песнь 7).

В верхнем правом углу картины видно, как из-за туч выглядывает полумесяц, будто тоже наблюдая за происходящим. В нижней части произведения слева художник изобразил, как волы прильнули к яслям своими мордами, согревая теплым дыханием Младенца.

Сюжет картины перекликается со строками из стихотворения Бориса Пастернака «Рождественская звезда»:


Стояла зима. Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.


Его согревало дыханье вола.


Эта картина привлекает особое внимание мягкостью образов и таким же сочетанием цветов, передачей света.


История создания


Боровиковский Владимир Лукич написал картину «Рождество Христово» на рубеже XVIII и XIX вв. Сегодня она находится в Тверской областной картинной галерее.


Отношение автора к вере


Из биографии автора нам известно, что Владимир Боровиковский с самого детства был погружен в атмосферу церкви, ее духовную составляющую. Он был сыном иконописца, и с ранних лет отец приучал мальчика помогать ему в работах над святыми образами. Когда же Владимир Боровиковский стал столичным художником благодаря тому, что его работы были замечены Екатериной II, помимо портретов он продолжал заниматься иконописью. Так, в Петербурге он расписал множество храмов, а когда принимался работать над каким-либо отдельным святым образом, прежде внимательно изучал его житие. Стоит отметить, что в жизни автора был период, когда он состоял в масонской ложе «Умирающий сфинкс». Но, быстро разочаровавшись в тайных мистических сообществах, начал снова писать картины на христианские религиозные сюжеты. В 1820-х гг. Боровиковский написал картины «Бог Отец, созерцающий мертвого Христа» и «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов».


Биография


4 августа 1757 года в украинском городе Миргороде, в семье иконописца Луки Боровиковского родился будущий великий художник Владимир Лукич Боровиковский.

С детства под руководством отца он учился рисованию, а потом помогал выполнять заказы. В 1770-х гг. Боровиковский познакомился с поэтом Василием Капнистом, который тогда был предводителем дворянства Миргородского уезда. Это знакомство стало для художника судьбоносным в плане дальнейшей карьеры. В 1787 году Капнист пригласил его для росписи дома в Кременчуге, где должна была остановиться императрица Екатерина II. Она проезжала через этот город по дороге в Крым.

Роспись стен и живописные панно, созданные Владимиром Боровиковским понравились Екатерине II, и она пригласила живописца переехать в Петербург. В 1788 году он прибыл в столицу, где первое время жил у архитектора и поэта Николая Львова, который познакомил художника со своими друзьями: писателями Гавриилом Державиным и Иваном Хемницером. Кроме того, Львов помог Боровиковскому найти учителей живописи: портретистов Дмитрия Левицкого и Иоганна Лампи. Через два года Владимир Лукич начал получать первые заказы. Одной из его ранних работ стал портрет горничных Лизоньки и Дашеньки, которые служили в семье Львовых. Искусствовед Александр Майкапар писал об этой работе: «Брюнетка кажется серьезной и мечтательной, а блондинка — живой и смешливой. Но все это выражено в полутонах, в тонких оттенках».

В то же время Боровиковский продолжал писать иконы. В начале 1790-х им было создано 37 образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке.

В Петербурге он прославился среди высшего общества как талантливый портретист. В 1794 году Владимир Боровиковский написал «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке». За этот портрет живописец получил звание «назначенного в академики» — чтобы стать академиком, ему нужно было выполнить задание от Совета Академии.

 В 1795 году Владимир Боровиковский получил звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. В следующем году по просьбе Екатерины II художник изобразил персидского принца Муртазу-Кули-хана, который лишился своих владений после переворота в Иране и бежал в Россию. Екатерина планировала вернуть Муртазу-Кули-Хана на персидский трон и с его помощью подчинить Закавказье.

После смерти Екатерины II картины Боровиковскому заказывал Павел I. В конце 1790-х художник изобразил дочерей императора: Александру и Елену. В 1796 году живописец получил от императора заказ на парадный портрет. Для него Павел I позировал Боровиковскому лично.

В 1797 году по просьбе придворного чиновника Степана Лопухина Боровиковский написал его жену Марию Лопухину в стиле сентиментализма. Часто персонажей в таких картинах изображали в спокойных позах на фоне природы.

Кроме портретов художник увлекался миниатюрами, позже и семейными портретами и, кроме того, получал заказы от церкви. Например, несколько раз он изображал духовных лиц: российских митрополитов Михаила и Амвросия, главу Грузинской православной церкви Антония.

Боровиковский создавал картины на религиозные сюжеты, писал иконы. Племянник живописца Иван Боровиковский вспоминал: «Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие святого, которого изобразить предположил, и, остановясь на каком-либо тексте или листе читаемого, прерывал чтение и начинал работать».

По рекомендации графа Александра Строганова Боровиковский был приглашен работать над убранством Казанского собора в Петербурге. Там он создавал иконы вместе с художниками Григорием Угрюмовым, Алексеем Егоровым, Василием Шебуевым и Андреем Ивановым. Художник писал своему племяннику Антону Горковскому: «Я занят трудами моими непрерывно. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».

Боровиковский преподавал в Академии художеств, где в 1802-1803 годах получил звание советника Академии художеств. В числе его студентов были художники Алексей Венецианов и Иван Бугаевский-Благодарный.

С 1802 года Боровиковский состоял в масонской ложе «Умирающий сфинкс». В своих записных книжках Боровиковский отмечал, что вступал в тайные общества, чтобы «чувствовать теплоту сердечную». Однако вскоре он разочаровался: «Все мне кажутся чужды… одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного нет ко мне искреннего, и я ни одного и не усматриваю, которому бы я хотел подражать».

В последние годы жизни Боровиковский работал над иконостасом церкви Смоленского кладбища в Петербурге, однако закончить его не успел. Он умер 18 апреля 1825 года. Художник Алексей Венецианов писал: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил свои дни, перестал украшать Россию своими произведениями». Похоронили живописца на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1931 году его могилу перенесли в Александро-Невскую лавру.

Владимир Лукич Боровиковский не был женат и не имел детей. В завещании он просил раздать беднякам свое имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег и в прочих домашних вещах».

В XIX веке картины выдающегося портретиста, художника-иконописца, хранились в частных коллекциях и украшали дворянские усадьбы. После революции они были национализированы и переданы в музеи.


Автор текста: Елена Кузьмина Владимировна.



Оставить комментарий