Респонсорий "Я был подобен невинному Агнцу" - Шарпантье Марк-Антуан

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Респонсорий "Я был подобен невинному Агнцу"
Респонсорий "Я был подобен невинному Агнцу"
Автор: Шарпантье Марк-Антуан
Произведение: «Eram quasi agnus innocens»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: XVII в.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.
Респонсорий «Eram quasi agnus innocens» (Я был подобен невинному Агнцу) – духовное произведение Марка-Антуана Шарпантье для солистов и камерного оркестра. Сочинение написано для исполнения на богослужении Страстной Недели Великого Поста. Текст произведения очень близок к цитате из библейской книги пророка Исайи о послушании Сына Божия даже до Крестной смерти. Сочинение скорбного характера призывает слушателей к усиленной молитве, сопереживанию Господу Иисусу Христу и Его Крестному подвигу за род человеческий. Респонсории - ответы, которые пелись на утренних службах последних трех дней Страстной недели: Чистого Четверга, Страстной Пятницы и Страстной Субботы. Полифонические произведения для замены простого пения публиковались под различными названиями, в том числе Responsoria pro hebdomada sancta ( «Ответы на Страстную неделю»).
     В настоящее время сочинение исполняется перед самой широкой публикой лучшими музыкальными коллективами мира.

История создания. 
    Респонсорий «Eram quasi agnus innocens» М.А.Шарпантье олицетворяет индивидуальный стиль композитора и в тоже время находит отклик в эпохе. Шарпантье стал новатором в своей стране, привнеся в музыку элементы нового итальянского стиля. В его творчестве можно услышать причудливое сочетание старого и нового стилей. Все духовные сочинения композитора были написаны для исполнения в церкви или связаны с церковными и важными государственными событиями. Это были торжественные произведения, так как композитор долгое время работал при Дворе. Они также являлись элементом воспитания и поддерживали доброе духовно-нравственное состояние людей в течение последующих веков. 

Отношение автора к вере.
     Марк-Антуан Шарпантье прославился как композитор прежде всего духовной музыки. Он написал множество мотетов, псалмов, месс, магнификатов. Трудно переоценить влияние композитор на развитие французской духовной музыки. Сегодня наследие Шарпантье переживает период возрождения.


Биография.
    Марк-Антуан Шарпантье родился в Париже или недалеко от него, в семье мастера-писца, имевшего очень хорошие связи с влиятельными семьями в парижском парламенте. Будущий композитор получил очень хорошее образование, возможно, с помощью ордена иезуитов, и в восемнадцать лет поступил в юридическую школу в Париже. Он ушел из школы после одного семестра. Далее провел два или три года в Риме, вероятно, между 1667 и 1669 годами. Учился у Джакомо Кариссими. Известно также, что юный композитор был в контакте с поэтом-музыкантом Шарлем Койпо д'Ассус и сочинял для французского посольства в Риме. Легенда гласит, что Шарпантье сначала отправился в Рим изучать живопись, прежде чем его обнаружил Кариссими. Эта история не документирована и, возможно, не соответствует действительности; во всяком случае, хотя его 28 томов рукописей с автографами показывают значительное мастерство в отслеживании арабесок, используемых профессиональными писцами, они не содержат ни одного рисунка, даже зачаточного эскиза. Несмотря на это, он приобрел солидные знания о современной итальянской музыкальной практике и привез ее во Францию.


Сразу же по возвращении во Францию Шарпантье, вероятно, начал работать домашним композитором у Марии де Лоррен, герцогини де Гиз, которая была известна как мадемуазель де Гиз. Она дала ему «квартиру» в недавно отремонтированном отеле де Гиз – убедительное доказательство того, что Шарпантье не был платным домашним, который спал в маленькой комнате в огромной резиденции, но вместо этого был придворным, который занимал одну из новых квартир в крыле конюшни.


В течение следующих семнадцати лет Шарпантье сочинил для нее значительное количество вокальных произведений, среди которых псалмы, гимны, мотеты, Магнификат, месса и «Dies Irae» для похорон ее племянника Луи Жозефа, герцога Гиза, а также ряд итальянских ораторий на нелитургические латинские тексты. (Шарпантье предпочитал латинский canticum итальянскому термину oratorio). На протяжении 1670-х годов основная часть этих работ была для трио.    


С конца 1687 по начало 1698, Шарпантье служил руководителем де musique, работая сначала для своих коллеж в Луи-Ле-Гран (для которой он написал «Давид и Ионафан» и где он по-прежнему работал в апреле 1691), а затем для церкви Сент-Луи. Переехав в Сен-Луи, Шарпантье практически перестал писать оратории и вместо этого в основном писал музыкальные настройки псалмов и других литургических текстов, таких как Литании Лорето. Во время учебы в Сент-Луисе его работы, как правило, предназначались для больших ансамблей, в которые входили платные певцы из Королевской оперы. Кроме того, в эти годы Шарпантье сменил Этьена Луле на посту учителя музыки Филиппа, герцога Шартрского.


Шарпантье был назначен музыкальным руководителем для Сент-Шапель в Париже в 1698 году, эту должность он занимал до своей смерти в 1704 году. Одной из его самых известных композиций во время его пребывания в должности была месса «Assumpta Est Maria». Практически ни одно из сочинений Шарпантье с 1690 по 1704 год не сохранилось, потому что после его смерти королевская администрация конфисковала все, что он написал для Капеллы. Шарпантье умер в Сент-Шапель и был похоронен на маленьком обнесенном стеной кладбище сразу за хорами часовни. (Кладбище сегодня не существует.)


В 1727 году наследники Шарпантье продали его рукописи с автографами (28 томов) Королевской библиотеке, сегодня Национальной библиотеке Франции. Широко известные, эти рукописи были разделены самим Шарпантье на две серии тетрадей-одна с арабскими цифрами, а другая с римскими цифрами, и каждая тетрадь пронумерована в хронологическом порядке. Эти рукописи (и их водяные знаки) позволили ученым не только датировать его сочинения, но и определить события, для которых были написаны многие из этих работ.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Responsorium:
Eram quasi agnus innocens:
ductus sum ad immolandum, et nesciebam:
Concilium fecerunt inimici mei adversum me, dicentes:
Venite, mittamus lignum in panem ejus,
et eradamus eum de terra viventium.

Versus:
Omnes inimici mei adversum me cogitabant mala mihi:
Verbum iniquum mandaverunt adversum me dicentes.
Venite, mittamus lignum in panem eius,
et eradamus eum de terra viventium.

Смотрите, я был подобен невинному агнцу;
Меня вели на бойню, а я этого не знал.
Мои враги сговорились против меня, говоря:
Давайте подсыплем яд в его хлеб,
И давайте вычеркнем его из страны живых.

Стих:
Все мои враги думали обо мне дурные вещи;
Они говорили злые слова против меня, говоря:
Давайте подсыплем яд в его хлеб,
И давайте вычеркнем его из страны живых.

Оставить комментарий