Пророк Елисей и сонамитянка - Гербранд ван ден Экхаут

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пророк Елисей и сонамитянка
Пророк Елисей и сонамитянка
Автор: Гербранд ван ден Экхаут
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Будапешт
Произведение: Пророк Елисей и сонамитянка
Жанр: Художественное
Год создания: 1664 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения

 

    Елисей, о котором говорится в 3 и 4 Книгах Царств был сыном Сафата из города Авел-Мехола. Пророк Илия получил повеление от Бога помазать его в пророки вместо себя. Илия нашел Елисея на поле, пашущим на запряженных волах. Услышав волю Господню, Елисей последовал за святым и служил ему. Он стал свидетелем вознесения Илии на небо, получив в наследие мантию (милоть), как видимый знак преемства пророческого духа. Елисей пророчествовал более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахава до Иоаса) обличая их нечестие и идолопоклонство соплеменников. В Библии приведено описание чудес, которые совершил пророк Елисей. Одно из них, это воскрешение умершего ребенка.
       По долгу службы Елисей часто проходил через город Сонам, где одна богатая женщина сделала для него комнату со всем необходимым. Узнав, что она бездетна, пророк помолился о даровании ей чада. У женщины родился сын, а когда он подрос с ним случился солнечный удар и мальчик умер. Не сказав никому, мать положила сына на кровать в комнате пророка.  "И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка. Побеги к ней навстречу и скажи ей: "здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?" - Она сказала: здоровы. Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне. И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня"? И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею" (4 Цар. 4:25-30). Действия Гиезия не дали результата и только молитва пророка Елисея вернула отрока к жизни.
      Не смотря на великое чудо избавления ребёнка от смерти, этот библейский сюжет редко изображается на художественных полотнах. Гербранд ван ден Экхаут показал пустынную местность, в которой жили сыны пророческие. Сам Елисей представлен седовласым старцем в темной одежде, отражающей скромность и смирение души. Красный плащ, лежащий рядом призван передать пламенную веру и служение Богу. Тут же, на камне, находится раскрытая книга, означающая Завет Израиля с Господом.
      Пришедшая сонамитянка одета дорого и изящно. Упав на колени, он ''ухватилась за ноги" пророка, прося его о милости. Рядом изображен Гиезий, не очень сообразительный и не ревностный служитель Бога и пророка. Он делает шаг вперёд, чтобы отвести женщину, но жест Елисея останавливает его. У левого края полотна показан ослик, на котором женщина проделала долгий путь. Рядом с животным стоит слуга, так как обычай не разрешал женщине путешествовать одной.

 

История создания

 

     Картина Гербранда ван ден Экхаута "Пророк Елисей и сонамитянка" написана художником в 1664 году и принадлежит периоду зрелого творчества мастера. Как и в других произведениях живописца в композиции и цветовой гамме картины прослеживается влияние творчества его наставника Рембрандта ван Рейна. 



Отношение автора к вере

 

      Дед Гербранда, Питер Лодевейкс, который умер за два года до его рождения, был торговцем-меннонитом. Меннониты придерживаются следующих взглядов: в вероучении признается неоспоримый авторитет Святого Писания; таинство Крещения допускается только осознанно у взрослых верующих; отрицается прохождение воинской службы, а также насилия в любой форме. В XVII веке нидерландские меннониты в своей жизни и вероучении стали  испытывать заметное влияние реформаторской церкви.
      Питер Лодевейкс бежал от религиозного преследования из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме в 1588 году. Сохранившиеся документы говорят, что спустя пять лет он крестил в протестантской церкви двух своих сыновей - Лодевика и Яна Питера, отца Гербранда. Сам Гербранд ван ден Экхаут был крещен в Амстердаме 22 августа 1621 года.
       Обучение живописи Ван ден Экхаут проходил в мастерской Рембрандта, который, как известно, придерживался католических убеждений и остался верен своим взглядам до кончины. Возможно, дружба ученика и учителя, связывавшая их в течении жизни, основывалась на глубоком понимании веры, как пути смирения и служения ближним. Известно, что спрос на религиозные произведения в тогдашней Голландии, в основном протестантской стране, был невелик. Обращение к библейской тематике объясняется индивидуальными предпочтениями художника, как и его наставника Рембрандта. Полотна Гербранда ван ден Экхаута – это  воплощение вечных идей добра, любви, верности, чести.

 

Биография

 

       Гербранд ван ден Экхаут родился в Амстердаме 19 августа 1621 года в семье ювелира. Дед его был меннонитом, который бежал после 1585 года из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме. Своих сыновей он крестил в протестантской церкви. Мать Гербранда, Гритье Клаас Лейдекерс, умерла, когда ему было десять лет. Отец вторично женился на Корнелии Дедель, дочери компании основателя Делфтской палаты голландской Ост-Индской компании .
      Сохранилось мало документов, отражающих жизнь и творческую карьеру художника. Нидерландский историк искусства Арнольд Хоубракен (1660-1719) писал, что Ван ден Экхаут был излюбленным учеником и постоянным другом Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Предположительно, Гербранд учился в его мастерской во второй половине 1630-х годов. Вместе с ним учились Фердинанд Бол , Николас Маес и Говерт Флинк. Гербранд считался ниже их по мастерству и опыту, однако, он с успехом принял манеру Рембрандта, так, что его картины впоследствии были перепутаны с картинами его наставника.
    Первые, дошедшие до наших дней картины художника, датированы 1640-м годом. Ван ден Экхаут занимался историческими картинами, пейзажами, портретами и жанровыми сценами. Наиболее известные из них: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека),  «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж) и др. Он также состоялся как графический художник, в его арсенале большое количество офортов, рисунков, гравюр и книжных иллюстраций. В зависимости от сюжета Гербранд часто менял стиль живописи. Широкий мазок и мощные светотеневые эффекты его картин отражают влияние Рембрандта, а также  его наставника Питера Ластмана (1583-1633). Считается, что живописец очень близко подходил к Рембрандту в своих композициях и в колорите, но уступал ему в  тонкости художественного чувства. Индивидуальная манера письма Ван ден Экхаута проявляется в изысканности и элегантности портретов и жанровых сцен, что приближает его искусство к фламандской живописной традиции. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
      Разносторонне одаренный, Гербранд занимался поэзией и имел успех на этом поприще. Известно, что в 1659, 1669 и 1672 годах художник служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме. Экхаут никогда не состоял в браке, в конце жизни он проживал со своей невесткой, вдовой брата Яна.
      В сентябре 1674 года он серьезно заболел и составил завещание. Смерть наступила спустя несколько дней, 22 сентября 1674 года. Гербранд ван ден Экхаут похоронен в Амстердаме в семейном склепе.

Автор текста: Северинова Ольга.

  

Оставить комментарий