«После побоища Игоря Святославича с половцами» - Васнецов Виктор Михайлович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
Автор: Васнецов Виктор Михайлович
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Жанр: Художественное
Год создания: 1880 г.
Эпоха/течение: Романтизм, символизм
Эпизод в Библии:

Описание произведения.


В чистом поле, где-то недалеко от берегов Каялы, покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. На картине Васнецова, перед зрителем раскидывается вечерняя степь, усеянная телами павших в жарком сражении. (2 Цар.18:8). Преобладание в колорите холодных тонов вызывает ощущение мертвой тишины, окутавшей бранное поле. Однако надвигающиеся сумерки еще не приглушили нарядности красок бархатных и шелковых одеяний русских витязей. Смерть не исказила мученическим выражением их лица. (Ис.25:8). Воины покоятся как в глубоком сне, на ковре из изумрудной травы.

Ни злобы, ни ненависти нет на лицах убитых, хотя, судя по переплетенным телам, еще недавно там пылала жаркая битва. Смерть словно уравняла всех. Юноша на переднем плане, пробитый стрелой, кажется сияющим. (Иер.9:21). С шеи его свисает сбившийся нагрудный крест.  Над телами кружат стервятники, но и они вызывают не ощущение ужаса, а являются частью природного хода вещей. (Иер.15:2; Иер.15:3).

Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же, по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.


История создания.


Первым большим произведением, показавшим своеобразие подхода Васнецова к исторической тематике, стало полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», сюжет которого художник почерпнул из «Слова о полку Игореве» и поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? ...»).

По замечанию друзей Васнецова, работа над картиной сильно воодушевляла художника, так что «он даже помолодел, а уж сил у него прибавилось втрое». Но лишь только кто-то входил к нему в мастерскую, холст оказывался занавешен. Васнецов никому не показывал, что же он пишет, пока полностью не завершил работу.

Впоследствии Васнецову ставили в вину, что саму битву он так и не написал. На самом деле, художник сделал одиннадцать эскизов, прежде чем создал окончательный вариант. И поначалу как раз планировал показать поле боя, жар битвы и всё то, чего критикам не хватило в его картине. Отказ от этого был осознанным. В окончательном варианте Васнецов изменил общее настроение картины – это уже были не кровавые сумерки, а физически ощущаемая тишина. Заходящее солнце – не багровое, а мягко-розовое. Окончательному варианту присуща даже некоторая безмятежность. 

Васнецов показал картину на восьмой выставке передвижников, и она вызвала ожесточенные споры. Репину – очень понравилась. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе», – решительно заявил он. Большой поддержкой художнику оказался отзыв его учителя из Академии, Павла Чистякова. Он принял картину с восторгом и сказал, что очень благодарен Васнецову за то, что ему удалось выразить то, что никому не удавалось раньше – сам дух Древней Руси, извечность ее и преемственность. Именно с этой картины, пожалуй, Васнецов нашел свое направление, в котором у него не было предшественников. 


Отношение автора к вере.


С ранних лет Виктор Васнецов впитывал высокие морально-нравственные ценности своей семьи. Васнецов должен был пойти по стопам отца и стать священником. Однако же, с благословения родителя уехал из родной Вятской губернии в Петербург, поступать в Академию живописи. Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен. Скромность, строгая оценка собственного таланта и желание творить во славу Божию и во славу Отечества - вот, что всю жизнь руководило кистью художника. Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории. При работе над картинами, Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру. Он, как никто другой, смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах. 

Художник был глубоко верующим человеком, поэтому увлечённо занимался коллекционированием икон. Более того, он с удовольствием брался за роспись православных храмов. Самыми известными в этом плане работами Виктора Михайловича стали Киевский собор Святого Владимира и храм Христова Воскресенья в Петербурге. Он верил, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма — то уже поистине дело народное, и дело высочайшего искусства».

                                                  

Биография.


Виктор Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии, в семье сельского священника. Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868 – 1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но были и те, кто считал попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. 

Тем не менее, творчество В.М.Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И.Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году, вместе с В. Поленовым, построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885 - 1896 годах он принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Художник умер 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.


Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий