Пасхальный агнец - Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пасхальный агнец
Пасхальный агнец
Автор: Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)
Местонахождение: Церковь Сан-Джакомо-дель-Орио, Венеция
Произведение: Пасхальный агнец
Жанр: Художественное
Год создания: 1580-1581 гг.
Эпоха/течение: Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

       Пасхального агнца иудеям полагалось готовить на праздник ветхозаветной Пасхи, 14-го дня первого месяца (авива). Это должно было быть животное мужского пола, однолетний ягненок или козленок без порока. Его кровью промазывали косяки дверей, а само животное готовили и съедали по особому ритуалу: "пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами" (Исх. 12:8). Это жертвоприношение должно было напоминать евреям об избавлении от египетского рабства и служить прообразом будущей жертвы Христа. Иоанн Предтеча засвидетельствовал народу иудейскому, что Иисус есть "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29). Апостол Павел пишет: "ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7). 
   Картина Якопо Пальма Младшего показывает самую первую Пасху, совершенную еврейским народом. В центре тесного помещения, освещенного одной свечей, стоит стол, вокруг которого собрались члены большой семьи. На столе находятся предписанные законом агнец, опресноки и травы. Мужчины держат в руках посохи, что говорит об их намерении отправиться в дальний путь. Женщины кормят детей. Дети и взрослые едят опресноки. Позы и жесты персонажей передают волнение и поспешность, с которой проходит трапеза.

 

История создания

 

    Картина "Пасхальный агнец" написана Якопо Пальма Младшим в 1580-81 году. Произведение создано по заказу для венецианской церкви Сан-Джакомо-дель-Орио, для украшения которой художник написал несколько картин. Картина "Пасхальный агнец" находится в старой ризнице церкви. 

 

Отношение автора к вере

 

        Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
      На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
       Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись:  "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.

 

Биография

 

     Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
     В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
      Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
     Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто,  написав три сцены в большом зале совета.
       Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для  ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
       Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
      Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
      

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий