Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
.png)
Описание произведения
В ветхозаветные времена 12 еврейских племен переселились в Египет. В то время Иосиф, являвшийся сыном ветхозаветного патриарха Иакова, был соправителем фараона. Но после того, как покровитель израильского народа умер, евреи оказались в невыносимых условиях. Египтяне стали использовать переселенцев в качестве рабов и не позволяли покинуть страну. Трудности жизни иудеев усложнялись тем, что им не позволялось совершать жертвоприношения Единому Богу. Сотни лет плена стали следствием того, что народ стал утрачивать национальное и религиозное самосознание. Одним из тех немногих, кто твердо держался веры отцов, был пророк Моисей. Господом на него была возложена миссия - вывести евреев из Египта. Согласно книге Исход, Моисей потребовал от фараона отпустить его народ. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев на египет обрушивалась новая казнь.
На гравюре Доре изображено пятое бедствие, обрушившееся на Египет: «И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего» (Исх. 9:1-6). Страшное бедствие предстает перед нашими глазами- десятки верблюдов, на которых передвигались египтяне по пустыне, падают замертво. Возничие пытаются тянуть некоторых животных за собой, но те упираются в предсмертных муках, падают на землю, их тела бьют страшные конвульсии. Художнику удалось мастерски изобразить натурализм происходящего, показать отчаяние людей, которые уходят с пустынного поля пешком, неся на плечах тяжелую поклажу и слыша предсмертные крики верблюдов. В облике мужчин, женщин и даже детей считывается безутешное горе о потере скота. Вероятно, им предстоит долгий путь к своему жилищу. Доре, тщательно изучивший бытовые особенности ветхозаветной эпохи, в деталях изображает внешний облик героев и саму обстановку, что придает сцене реалистичность.
.
История создания
Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работоспособность Гюстава удивляла даже его близких. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 картин.
Благодаря реализму своего стиля Доре дал вторую жизнь этим рассказам, описывающим события Священного Писания. В иллюстрациях Доре библейские герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно. Опосредованное влияние барокко объясняет стремление Доре охватить сцену, грандиозное, развертывающееся перед зрителем действо целиком.
Для библейских сцен Гюстава Доре необходима иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в гравюрах Ветхого Завета. Доре подчеркивает глубину пространства, применяя световоздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.
Отношение автора к вере
О личной жизни Гюстава Доре нет исчерпывающих сведений. Известно, что он был верующим католиком, а о его личности и нравственных качествах, по которым и можно судить о человеке, свидетельствуют его современники, отмечая огромное жизнелюбие, неутомимую энергию и творческий героизм художника. Очевидно, что еще с рождения мальчик был отмечен Богом выдающимся талантом, так как, не имея профессионального образования в столь сложной сфере, Доре удавалось создавать работы, буквально поражающие окружающих. Очевидно, Гюстав чувствовал это избранничество и в полной мере использовал свой дар, проповедуя живописными средствами вечные истины.
Еще одной особенностью творчества Доре была его универсальность. Он одинаково тщательно и вдохновенно мог рисовать сатирические картинки для газеты, оформлять детские книги, иллюстрировать религиозную и философскую литературу. «Фантастичность, разнообразие... замечательная живописность пейзажей, служащих фоном для библейских иллюстраций Гюстава Доре, свидетельствуют... о богатом и легком воображении этого художника, главные же действующие лица этих сцен всегда отличаются академичностью» — так писал о Доре художественный критик Владимир Васильевич Стасов в работе «Искусство XIX века». Действительно гравюры Гюстава Доре легко узнаются - все детали выполнены художником с необыкновенной реалистичностью, точностью и мастерством.
В целом судьба художника не имела сложных крутых поворотов, будучи истинным христианином, Доре много трудился, был честен с собой и людьми, за что имел в уже в земной жизни большую награду.
Биография
Поль Гюстав Доре - выдающийся представитель европейского искусства второй половины XIX века, занимающий исключительное место в мировой истории иллюстрации.
Родился в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре́. С раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка. Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур. Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре. В 1847 году Доре переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса», в котором указывалось, что их автор— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования.
Известно, что художник делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике. Доре так и не получил художественного образования, но проводил время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры.
В 1848 году художник становится участником салона, где выставляет свои работы. В 1853 году иллюстрировал Байрона; в том же году увидела свет Библия в переводе Людвига Филиппсона с иллюстрациями Доре..
В 1854 году, в связи с разразившейся Крымской войной, выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси»— антирусский военный памфлет В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец» (гротескные зарисовки парижского быта). В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. В 1858 году работал в театре Буфф-Паризьен над декорационным оформлением премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду».
1860-е годы принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника.
В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании.
В 1874—1879 году нарисовал 87 иллюстраций к трехтомному изданию «Божественной комедии» Данте, вышедшему в издательстве «Вольф».
Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Художник ушел из жизни в 1833 г. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Автор: Орлатых Евгения.