Освобождение Святого Петра - Ланфранко Джованни

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Освобождение Святого Петра
Освобождение Святого Петра
Автор: Ланфранко Джованни
Местонахождение: Бирмингемский художественный музей, Бирмингем (Алабама)
Произведение: Освобождение Святого Петра
Жанр: Художественное
Год создания: 1620-1621 гг.
Эпоха/течение: Барокко

 

Описание произведения

 

      После сошествия Святого Духа, апостолы находились в Иерусалиме и проповедовали своим соплеменникам благую весть о воскресении Христа. Успех их проповеди вызывал сильное недовольство законоучителей. Царь Ирод Агриппа, убежденный ими в опасности нового учения, повелел схватить Петра и заключить в темницу. По окончании пасхальных дней, он собирался казнить его, как и апостола Иакова. Помня, что в предыдущий раз апостолы были чудесным образом освобождены из-под стражи, Петра приковали двумя цепями и поставили стражу. Но любые человеческие ухищрения бессильны перед волей Бога. "Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение" (Деян. 12:5-9).
      На своей картине Джованни Ланфранко изобразил момент пробуждения святого Петра. Апостол спал на полу темницы, укрывшись собственным плащом и отвернувшись от стражи. Явление ангела Петр принял за видение, поэтому лицо его выражает большее внимание, чем удивление. Рядом с ногами святого лежат упавшие с него оковы.
   Фигура ангела, окруженная ярким сиянием, занимает центральное место на полотне. Освещение и поза посланника делают его появление ирреальным. Развивающиеся края одежды и сильные крылья передают энергию движения духа. Яркий образ ангела и реалистичность фигуры апостола удерживают внимание зрителя и не сразу позволяют заметить двух стражников в латах у левого и правого края полотна.

 

История создания

 

      Картина "Освобождение Святого Петра" написана Джованни Ланфранко в 1620-1621 год. Полотно создано во второй римский период творчества мастера. Произведение показывает живописца как талантливого последователя Караваджо, виртуозно владеющего техникой светотени. 

 

Отношение автора к вере

 

     Джованни Ланфранко был крещен в Католической Церкви. Биографы отмечают, что художник серьезно относился к вопросам религии и духовной жизни. Большинство своих работ Ланфранко написал для храмов и монастырей. Осознанность сюжета и вдохновение высшими идеалами сделали Джованни знаменитым в его фресках и алтарных картинах. Живописец создавал свои произведения в стиле барокко, отражающем прежде всего религиозную напряженность эпохи. Этот стиль был принят в  Католической Церкви, чтобы вновь заявить о себе после протестантской Реформации. Талант художника ценили духовные лица высокого ранга, Ланфранко покровительствовали папа Павел V и папа Урбан VIII.
       Последней работой мастера стали росписи капеллы «Сан Карло Катинари». Джованни Ланфранко умер в возрасте 65 лет 29 ноября 1647 года в Риме и был похоронен на следующий день в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

 

Биография

 

     Джованни Гаспаре Ланфранко родился в городе Парма в 26 января 1582 году. Он был третьим сыном Стефано и Корнелии Ланфранки. В детстве его отдали в дом графа Орацио Скотти в качестве пажа. Рано обнаружившийся талант к рисованию позволил ему начать обучение у болонского художника  Агостино Карраччи. Когда Агостино умер в 1602 году Ланфранко перешел в римскую мастерскую Аннибале Карраччи, которому помогал в росписи палаццо Фарнезе.
     После смерти Аннибале Карраччи в 1609 году, Ланфранко вернулся в свою родную Парму на два года. Там он встретил Бартоломео Щедони и расписал алтарь для церкви Всех Святых. Ланфранко также создавал картины и алтари в Орвието, Валлерано, Леонесса и Фермо. В Парме на художника произвели большое впечатление купольные композиции, выполненные Корреджо.
     После своего возвращения в Рим в 1612 году, Ланфранко вместе с другими учениками Карраччи - Рени, Альбани и Доменикино - соревновался за римское покровительство. Рени вскоре отправился в Неаполь, а затем в Болонью. В течение следующего десятилетия (1620-х годов), Ланфранко и Доменикино боролись за основные заказы на фрески. Из картин Ланфранко этого периода следует отметить "Экстаз св. Маргариты Кортонской" (1622 г., Флоренция, палаццо Питти).
     В Риме художник украсил фресками палаццо Маттеи, Костагути и Боргезе (1624–1625 гг.); в этих росписях он изобразил веселых беспечных богов и нимф в архитектурном обрамлении, с карнизами, поддерживаемыми кариатидами. Одно из самых известных произведений Ланфранко – иллюзионистическая роспись купола церкви Сант-Андреа-делла-Валле (1625–1628 гг.), исполненная в духе Корреджо. В ней представлено видение небесных сил и ангелов, парящих вокруг воскресшего Христа. Эта композиция, наполненная светом и воздухом, скользящими тенями и бурным движением фигур, возвестила триумф зрелого барокко в Риме. Между 1633 и 1645 годами Ланфранко украсил фресками, написанными в иллюзионистическом стиле, несколько неаполитанских церквей: он расписал купол церкви Джезу-Нуово, неф и хор церкви Сан-Мартино и купол капеллы Сан-Дженнаро в соборе, где повторил роспись Сант-Андреа-делла-Валле. Считается, что растущая популярность и обилие заказов привело к тому, что Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере.
      Новая трактовка света, атмосферных эффектов и движения у Ланфранко пришла на смену четким формам и жестко ограниченным пространственным структурам более ранних монументальных композиций; в этом его живопись близка романтическому искусству Гверчино. Ланфранко знаменит своими фресками и алтарными картинами. Последней работой Джованни Ланфранко были росписи капеллы «Сан Карло Катинари».
Умер Ланфранко в Риме 29 ноября 1647 года.
      

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий