«Набукко»-Парафраз Псалом 136 «На реках Вавилонских» - Верди Джузеппе

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Набукко»-Парафраз Псалом 136 «На реках Вавилонских»
«Набукко»-Парафраз Псалом 136 «На реках Вавилонских»
Автор: Верди Джузеппе
Произведение: «Va, pensiero» - хор из третьего акта оперы «Набукко»
Жанр: Хоровое песнопение
Год создания: 1842 г.
Стиль:Опера

Описание произведения.

     

       «Va, pensiero» - хор из третьего акта оперы «Набукко» Джузеппе Верди. Текст является парафразом библейского псалма 136 «На реках Вавилонских». Исполнители  представляют собой еврейский народ, плачущий в Вавилонском плену о потерянной родине и разрушенном  Первом Храме. Критики называли «Набукко» «драмой для хора» и даже «Хоральной фреской», потому что главная роль здесь отведена именно хору, что вообще нетипично для оперы.

 «Va, pensiero» стал поистине народным гимном в Италии. На похоронах самого Джузеппе Верди и на похоронах  великого дирижера А.Тосканини его пел народ. Звучал он, как гимн, при открытии Ла Скала после второй мировой войны.

        В 1990-е годы в Италии рассматривалась идея замены излишне политизированного гимна  «Fratelli d’Italia» («Братья Италии»), с 1946 года считавшегося «временным», на «Va', pensiero». Только в 2005 году песня «Fratelli d’Italia» приобрела законный статус государственного гимна. Однако до настоящего времени «Va', pensiero» продолжает считаться неофициальным гимном итальянского региона Падания и исполняется на всех мероприятиях итальянской партии «Лига Севера». В настоящее время хор «Va, pensiero» часто повторяется по требованию публики. 

 

История создания.

     

      Композитор Джузеппе Верди написал свою первую, имевшую ошеломительный успех, оперу «Набукко» в 1842 году в Италии (до этого были неудачные попытки создать оперу на комический сюжет). 

Убитый горем  молодой композитор  решил, что больше никогда  не будет писать музыку, никогда не возьмется за оперу. Слишком много  несчастий обрушилось на него, слишком много для одного человека. Милан, вопреки ожиданиям, разбил все его надежды, забрал  ребенка и любимую жену. Хрупкая и нежная Маргарита была его опорой все эти годы, вдохновляла на трудном, непроторенном пути, не давала опускать руки. А теперь ее нет…

Сердце как - будто остановилось, мысли  путались,  и совершенно не было сил. Из окна сквозил ветер, и полутемная комната наполнялась холодом, но одинокого и отчаявшегося человека  накрыла волна безразличия к внешнему миру, а воспоминания уносили во времена их короткого миланского счастья…Перед глазами вдруг отчетливо всплыла прекрасная, кроткая, улыбающаяся Маргарита, когда они вместе  смотрели балет «Навуходоносор»  в Ла Скала. Как это было давно, и как она хотела видеть своего мужа счастливым, радовалась каждому его  успеху и горевала с ним  над телом  сына. Она, и только она, никогда не сдавалась, как бы ни было тяжело и больно.

 Внезапный порыв ветра опрокинул тетрадь на табурете  и  привел композитора в чувство. Ах! Он ведь совсем забыл, что заходил его импрессарио Мерелли и оставил какое-то либретто, несмотря на категорический отказ. Подняв с пола тетрадь, Верди начал читать на случайно открытой странице: 

 

Va, pensiero, sull’ali dorate;

Va, ti posa sui clivi, sui colli,

Ove olezzano tepide e molli

L’aure dolci del suolo natal!

 

Del Giordano le rive saluta,

Di Sionne le torri atterrate…

Oh mia patria sì bella e perduta!

Oh membranza sì cara e fatal!

 

Arpa d’or dei fatidici vati,

Perché muta dal salice pendi?

Le memorie nel petto riaccendi,

Ci favella del tempo che fu!

 

O simile di Solima ai fati

Traggi un suono di crudo lamento,

O t’ispiri il Signore un concento

Che ne infonda al patire virtù!

 

Лети, мысль, на золотых крыльях;

лети, отдыхая на горах и холмах,

туда, где воздух напоен теплом и нежностью,

сладостным ароматом родной земли!

 

Поприветствуй берега Иордана,

разрушенные башни Сиона…

О, прекрасная утраченная родина!

Дорогие, роковые воспоминания!

 

Золотая арфа древних пророков,

почему, немая, ты висишь на вербе?

Пробуди память в сердце,

расскажи о былом времени!

 

Пусть прозвучит твой стон,

столь же горький, как судьба Иерусалима,

пусть Господь внушит тебе мелодию,

которая даст нам силы страдать!

 

 

Да это же парафраз библейского псалма  136! И это все о нем, о его жизни сейчас – он все потерял,  и  только воспоминания греют его душу. Мелодия, которая даст силы страдать…Верди встрепенулся,достал первоисточник – Библию, прочитал несколько раз, снова вернулся к либретто и прочел  полностью.

     Этой ночью родился знаменитый гимн  «Va, pensiero», этой ночью было положено начало великой опере на христианский сюжет - «Набукко», этой ночью родился величайший композитор Джузеппе Верди.

Впоследствии он написал много прекрасных произведений, но путеводной звездой всегда был этот гимн веры и надежды, который  и сегодня волнует слушателя своим устремление к горнему. Он стал поистине народным в Италии и прославил Дж. Верди далеко за ее пределами.

 

Отношение автора к вере.

      

      Джузеппе Верди родился в традиционной  католической семье. Еще в раннем детстве в деревенском храме помогал служить мессу. Когда играл орган в церкви, все его существо трепетало, он приходил в необычайный восторг и как будто не дышал. Церковные гимны – первое, что полюбил всем сердцем маленький Верди. Священник, заметив такую любовь мальчика к музыке, предложил  отцу купить ему спинет (клавишный инструмент) и обратить внимание на его музыкальные способности. Отец чрезвычайно гордился своим маленьким сыном, который в раннем возрасте получил свой первый контракт – его сделали главным органистом мессы в деревне. Впоследствии священник города Буссето хотел, чтобы мальчик получил богословское образование и стал священником, но учитель композиции и директор Филармонического общества г. Буссето Ф.Провези сказал, что этот ребенок целиком принадлежит музыке. Его талант от Бога будет еще более сильной проповедью, чем, если бы он стал проповедником. И действительно, многие оперы Верди содержат сцены покаяния, много он написал арий-молитв необычайной красоты, всегда в его операх борются за души человеческие добро и зло, а страсти и пороки оказываются губительными для их пленников. Высшая сила любви и молитвы спасает людей, и даже опера «Травиата» (Грешница) написанная Верди, очень трогательно показывает душу Виолетты, умиротворенную покаянием и осознанием своего прошлого, показывает смягчившегося Жермона-Отца, увидевшего в ней добрую душу, сломленную жизненными испытаниями. Все к чему прикасался Мастер, было даром свыше, и сегодня эти шедевры питают души и сердца глубоко христианским пониманием. 

 

Биография.

     

      Родился будущий композитор в деревне Ле Ронконе (близ города Буссето) в 1813 году. Он был очень желанным ребенком, но семья жила небогато. Родители держали трактир, и мать занималась производством шелка. Маленький Верди помогал своим родителям, а впоследствии его пригласили для обучения в г. Буссето, как подающего надежды музыканта. Здесь его учитель композиции  Ф.Провези, привил ему любовь к серьезному чтению  - это были произведения Шекспира, Данте, Гете, Шиллера. 

     Большую роль в его жизни и творчестве сыграл богатый торговец и любитель музыки из Буссето Антонио Барецци. Он был в составе филармонического общества Буссето и именно он способствовал развитию музыкальных способностей Джузеппе – он оплачивал его уроки  композиции в Буссето, потом  учебу в Милане, а также все расходы. Несмотря на то, что Верди  не приняли в консерваторию в Милане (сегодня она носит его имя), Барецци  верил, что у Верди огромный талант и стал ему вторым отцом и попечителем. Тем более, что дочь Антонио Маргарита Барецци и Джузеппе Верди стали мужем и женой. На их поездку в Милан с целью найти новые связи и реализовать творчество также дал деньги Барецци. 

Верди был ему настолько благодарен, что посвятил оперу «Макбет». 

     После смерти двоих детей и горячо любимой жены, Верди получает первое большое признание в опере «Набукко», как феникс, восставший из пепла. Впоследствии им было создано 26 опер, один  Реквием  на смерть Россини.

«Травиата» по статистике сегодня идет  каждый день на какой-либо сцене мира, опера «Сила судьбы» была написана специально для России, «Аида» для Египта. Джузеппе Верди стал поистине мировой знаменитостью и слава его с годами только увеличивается. Умер Верди 27 января 1901 года, оставив после себя дом для пенсионеров-музыкантов и свое великолепное музыкальное наследие.

 

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.


Оставить комментарий