yandex

«Мистическое Рождество» - Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мистическое Рождество»
«Мистическое Рождество»
Автор: Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)
Местонахождение: Берлинская картинная галерея, Берлин
Произведение: Поклонение младенцу Палаццо Медичи
Жанр: Художественное
Год создания: около 1458-1460 гг.
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения


       Эта картина, также имеющая оригинальное название «Поклонение младенцу палаццо Медичи», тем не менее, отображает собой Стихи 18 - 25 главы 1 из Евангелия от Матфея: «…Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус…». (Мф.1:18-25).

      Российские специалисты эту картину Филиппо Липпи называют «Мистическое Рождество». Вся сцена разворачивается на крутом склоне в темном сосновом лесу, который заканчивается только на вершине композиции. Ее центр – золотистый крест, который формируют собой облик Бога отца, парящий голубь – Святой дух и лежащий на траве, среди цветов, в тонких прозрачных пеленах – Сын - младенец Христос. Справа над Ним в молитвенном преклонении стоит Дева Мария. Слева, задумчиво из картины выглядывает юный Иоанн Креститель. Он удерживает маленький крест на длинном посохе с лентой-знаменем, на котором вьется надпись на латыни: «Ecce Agnus Dei» - «Вот Агнец Божий».

     Справой стороны художник изобразил ленту извилистой горной реки, на берегу которой сидит цапля. Возле правой ножки маленького Иисуса – небольшой щегол. Все эти птицы – символы будущих Страстей Христовых.

Мистическим этот сюжет о Рождестве считают из-за изображения святого Ромуальда, основателя камальдульского ордена монахов, жившего на рубеже X – XI веков. Его образ в верхней левой части картины словно проглядывает из другого измерения. Все это – как бы видение святого. Невероятное событие – рождение Бога на земле, узреть доступно немногим, только тем, кто обладает чистой христианской душой.


История создания


       Эта картина была специально написана для украшения алтаря частной часовни Медичи, находящейся при флорентийском дворце этой знатной фамилии. Святой Ромуальд считался небесным покровителем всего рода Медичи, поэтому его изображение было на многих произведениях, заказанных членами семьи. Однако из-за вооруженных конфликтов и грабежей, многие произведения искусства именно с образом святого Ромуальда, принадлежавшие династии, были утрачены. Так и эта алтарная картина в 1494 году «исчезла» из родовой церкви Медичи и «объявилась» в их дворце только в 1512. Работу Липпи не выставляли, но она была хорошо известна, ее часто копировали другие художники, работавшие по заказу разных членов знаменитой аристократической фамилии. И сегодня в часовне при палаццо Медичи-Риккарди висит копия «Мистического Рождества», написанная около 1470 года художником Пьером Франческо Фьорентино. 


Отношение автора к вере


      Согласно записям художника, архитектора и основателя искусствознания, Джорджо Вазари, Филиппо Липпи с 3-4 лет воспитывался в монастыре и уже в 15 принял монашеский обет. Братом Филиппо он назывался даже после того, как папа римский Каликст III личным указом разрешил ему снять сутану и жениться на молодой возлюбленной. Филиппо Липпи с юности и до самой смерти оставался художником, способным украсить стены или алтарь христианского храма таким образом, что прихожане и заказчики испытывали религиозный восторг. Мастер невероятным образом чувствовал красоту мира и людей, пылкость чувств и любовь к Богу и жизни. Все это трепетно, лирично, а порой ярко и монументально он передавал в своих произведениях. И зрители до сих пор, глядя на творения Липпи, раскрывают им навстречу свою душу, чувствуя, как вместе со зримыми образами Христа, Богоматери или святых в нее проникает теплый божественный свет.


Биография


      Филиппо Липпи или Филиппо ди Томазо, как с рождения звали будущего художника, появился на свет во Флоренции, 23 июня 1406 года, в семье бедного мясника. В раннем детстве он потерял сначала мать, а затем и отца и остался на попечении у тетки. Спустя некоторое время она отдала его на воспитание монахам флорентийского монастыря дель-Кармине. В 15 лет Филиппо Липпи уже принял обет монашества и тогда же стал работать в качестве художника. Очевидно, творческие навыки у юноши проявились очень рано, на его становление повлияли произведения таких мастеров, как Мазолино да Паникале, Мазаччо и Анджелико Фьезольский.       

        Мастер, уже ведя иноческую жизнь, преимущественно работал над храмовыми фресками и алтарными образами. Но в 1431 году, по неподтвержденным данным, его похитили берберийские пираты и увезли в Африку. Там художник провел несколько лет в рабстве. Хозяин, владевший им, отпустил Липпи после того, как тот сразил его своим живописным мастерством. Существует версия, что художник написал на двери дома портрет своего владельца в полный рост, да так натуралистично и достоверно, что мужчина сам оплатил Липпи возвращение домой.

       В Италии мастер продолжил свою деятельность, в 1456 году он женился на Лукреции Бути, которая ради возлюбленного оставила монастырь в Прато. Вскоре у пары родился сын – будущий известный художник Филиппино Липпи. Молодоженам пришлось испытать много невзгод, но талант живописца помог Филиппо Липпи обрести влиятельного покровителя в лице активного политического деятеля Флорентийской республики, состоятельного купца и банкира, Козимо Медичи.

     Художник много работал, расписывал храмы и монастыри, некоторое время являлся учителем будущего мастера кисти – Сандро Боттичелли. 9 октября 1469 года Филиппо Липпи умер в Прато и был захоронен в капелле палаццо дель Подеста, в которой буквально накануне закончил свою работу. 


Составитель текста: Королева Светлана.


Оставить комментарий