Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и святых - Гоццоли, Беноццо (Беноццо ди Лезе ди Сандро)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и святых
Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и святых
Автор: Гоццоли, Беноццо (Беноццо ди Лезе ди Сандро)
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Произведение: алтарь делла Пурификационе
Жанр: Фреска
Год создания: 1461 – 1462 гг.
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Следуя программе заказчика, Беноццо Гоццоли каждого святого в этом алтарном образе расположил согласно иерархии значимости Братства Пурификации, для которого он и выполнял работу. С правой, наиболее почётной стороны от Девы Марии стоят св. Иоанн Креститель, небесный покровитель Флоренции, и св. Зенобий, первый епископ Флоренции. Церковный иерарх облачен в богатые ризы, украшенные сценами из жизни Девы Марии и Иисуса Христа. Слева от Богородицы написаны св. Пётр с ключами и св. Доминик, основатель доминиканского ордена, чьей резиденцией во Флоренции служил монастырь Сан-Марко. На коленях, перед троном Марии, стоят св. Иероним, сбросивший свою кардинальскую шляпу, и демонстрирующий стигматы на руках св. Франциск Ассизский. Эти святые, известные своей отшельнической жизнью и приверженностью к самобичеванию, включены в картину для того, чтобы подчеркнуть особенности религиозного послушничества мальчиков-монахов, членов общества Пурификации – практика авто флагелляции занимала в их жизни важное место.

В целом композиция алтаря выстроена симметричной пирамидой. Мария с Христом окружены толпой ангелов, которые держат в руках ветки лилий. Сияющая белизна цветов символизирует чистоту и непорочность Мадонны, что, без сомнений, проистекает из религиозных особенностей самого Братства, делающего акцент на праздновании очищения Девы Марии – Пурификации, которая, согласно иудейским законам, имела место в Иерусалимском храме через восемь дней после рождения Христа (Лк.2:22). На это же намекает и глухая каменная стена на заднем фоне, огораживающая пространство закрытого сада – hortus conclusus.

У подножия трона художник старательно выписал миниатюрный садик с розами, где на прекрасных мраморных ступеньках сидят две маленькие птички – мотив из традиционного репертуара мастерской Гоццоли. Однако никакая тонкость в исполнении деталей и драгоценная, словно эмалевая, поверхность живописи не искупают ни безжизненной застылости картины, ни переусложнённости её надуманной иконографии.


История создания


После работы над капеллой Волхвов Гоццоли во Флоренции продолжил получать важные заказы. Осенью 1461 г. он подписал контракт с Доменико ди Стефано, официальным представителем Братства делла Пурификационе при монастыре Сан-Марко. Членами этого сообщества были мальчики-подростки, которые занимались тем, что распевали гимны, прославляющие Пресвятую Деву, во время религиозных процессий, посвящённых празднованию Очищения Девы Марии. Художник должен был исполнить алтарную картину с пределлой в сложно проработанной раме (эту раму начал, но оставил незавершенной Доменико Микелино – ещё один ученик Фра Анджелико) для зала собраний юных послушников. Алтарь был закончен Гоццоли в 1462 г., но с упразднением Братства оказался расчленённым, после чего его фрагменты попали в разные художественные коллекции Европы и Америки.


Отношение автора к вере

Жизнь Беноццо Гоццоли была полна постоянного труда, не оставляющего времени для отдыха и развлечений. Дж. Вазари в своих «Жизнеописаниях» говорит о ней как об активной художнической деятельности, приносящей моменты настоящего творческого удовлетворения: «Тот, кто шествует по стезе доблести, как бы ни была она камениста и терниста, окажется в конце подъёма на обширной равнине, достигнув всего желанного им счастья. И, взглянув вниз и увидев все трудности, с опасностью им преодолённые, он возблагодарит Бога, доведшего его туда невредимым».

Бытие художника протекало без каких-либо драматических событий. Это была карьера человека благонравного, истинного христианина, завершившаяся на склоне лет в окружении сплочённой мастерской, основу которой составила его семья. Творчество Гоццоли - многолетнее служение религиозному искусству в духе христианского благочестия, воспринятого им у Фра Анджелико, которому он следовал всю свою жизнь с глубокой личной убеждённостью. «С этой точки зрения сама его живопись может рассматриваться как непрерывное прославление божественного творения, каким оно отражается в красоте природы и деяниях человека».


Биография

Маленький Беноццо родился в 1421 г. в доме портного. Настоящее имя по отцу – ди Лезе ди Сандро, а Гоццоли является фамильным прозвищем. Семья будущего художника перебралась во Флоренцию в 1427 г., а в 1439 г. архивные документы уже говорят о том, что восемнадцатилетний юноша учится ремеслу живописца. Его наставником считается Фра Анджелико, с которым юный Беноццо также сотрудничал как подмастерье. В н.1440-х гг. они совместно расписали фресками монастырь Сан-Марко во Флоренции. К 1445 г. относится контракт со скульптором Л. Гиберти, по которому Гоццоли должен был полировать бронзовые рельефы «Райских дверей» флорентийского Баптистерия, но уже 1446 г. случился первый самостоятельный заказ молодого мастера: художник обратился к миниатюрной живописи, исполнив портреты римских пап в рукописи «Пророчеств» Иоахима Флорского.

В 1447 г. в качестве помощника Фра Анджелико Б. Гоццоли отправился в Рим, где он работал над украшением ватиканских капелл Сакраменто и Никколина, попутно выполнив и менее значительные церковные заказы. Стиль молодого мастера в это время представлял собой чарующий сплав интернациональной готики и античной классики. Дальнейшая живописная деятельность Гоццоли протекала в регионах Тосканы и Умбрии, где он расписывал фресками различные церкви и монастырские комплексы. В 1459 г. Беноццо вернулся во Флоренцию, получив престижный заказ на фрески для Капеллы волхвов в палаццо Медичи-Риккарди, которая стала с тех пор одной из главных достопримечательностей города.

Продолжая неустанно трудиться, в 1464 г. Гоццоли женился и обзавёлся семьёй, подрастающие сыновья со временем стали его постоянными помощниками. В 1469 г. уже знаменитый мастер получил приглашение в Пизу, чтобы закончить цикл фресок для кладбища в Кампосанто, который был начат ещё в XIV в. В течение 15 лет художник трудился над росписями, которые были высоко оценены современниками, а также стали источником творческого вдохновения для К. Росселли и Д. Гирландайо в их работе над фресками Сикстинской капеллы. Эта длительная и трудоёмкая деятельность, однако, не помешала Гоццоли постоянно принимать и другие заказы. Вынужденный покинуть Пизу в связи с изгнанием Медичи в 1495 г., престарелый мастер возвратился во Флоренцию. Уже на закате жизни художник испытал эмоциональное влияние Дж. Савонаролы и оказался способен к изменению своего живописного стиля, который стал более строгим и сдержанным. Гоццоли умер в 1497 г., предположительно от чумы, в Пистойе, где и был торжественно похоронен во дворе монастыря Сан-Доменико.

Автор текста: Инна Викторовна Морочковская.



Оставить комментарий