Мадонна с Младенцем, ангелами и свв. Фридианом и Августином - Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с Младенцем, ангелами и свв. Фридианом и Августином
Мадонна с Младенцем, ангелами и свв. Фридианом и Августином
Автор: Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)
Местонахождение: Лувр, Париж
Произведение: Алтарь Барбадори
Жанр: Художественное
Год создания: 1438 г.
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Единое пространство холста разделено полуциркульными сводами и тонкими колонками на три части, намекая на традиционную форму алтарных триптихов. Однако вместо торжественной иконографии Maestà (Богоматерь с Младенцем на троне) Липпи изображает стоящую Мадонну с Иисусом на руках, хотя небольшой постамент и величественная архитектурная ниша с экседрой намекают на то, что за Девой находится престол. Художник отказывается от статики в пользу движения, показывая Богородицу идущей нам навстречу с Сыном на руках, таким образом, на восемьдесят лет предвосхищая Сикстинскую мадонну Рафаэля.

На первом плане перед Богоматерью стоят коленопреклонённые святые с нимбами: слева – Фридиан с кроваво-красных ризах, справа – Августин в зелёном одеянии с чёрным оплечьем монахов-августинцев. У обоих в руках епископские посохи с закрученными навершиями. В глубине ниши Мария окружена целым сонмом ангелов, которые держат в руках длинные стебли белых лилий – символы чистоты Девы. За спинами небожителей поднимаются жёсткие, как будто деревянные, негнущиеся крылья, характерные именно для раннего художественного стиля Филиппо Липпи. Прототипами для некоторых персонажей послужили образы из ниш Орсанмикеле. В частности, ангел слева, грациозно приподнимающий полы одежды, вдохновлён скульптурной группой Нанни ди Банко. Также есть предположение, что пухлый черноволосый монах-отрок, выглядывающий слева из-за каменной балюстрады, - это автопортрет самого Липпи.

Традиционно алтарь был дополнен пределлой – узкой нижней частью, состоящей из трёх панелей. Центральная изображает ангела, явившегося Богоматери, чтобы сообщить весть о Её скором успении, крайние иллюстрируют эпизоды жития свв. Фридиана и Августина. Эти иконографические дополнения, вероятно, были предложены монахами-августинцами из Сан Спирито, чтобы согласовать Священное Писание с их богословской доктриной.

Тени мягко окутывают все фигуры, множеством градаций создавая чёткую пластику объёмов. На первый взгляд кажется, что большое количество персонажей создаёт некоторый сумбур, но единство композиции придаёт упорядоченное расположение фигур, охватывающее изогнутыми крыльями центральный стержень построения – вертикальную фигуру Мадонны с Младенцем. Цельность подчёркивает и симметричная игра контурных линий, которая постепенно будет становиться всё более характерной для творчества мастера. Оригинальными для тех лет явилась замена плоского золотого фона архитектурным интерьером, а также мотив маленького окна слева, выходящего на холмистый пейзаж, который заимствован из бытовой фламандской живописи.


История создания


Богатый житель Флоренции, гвельф Герардо ди Бартоломео Барбадори, скончавшийся бездетным, завещал своим душеприказчикам – членам капитула церкви Орсанмикеле во Флоренции – построить на его средства в базилике Сан Спирито (Святого Духа) капеллу в честь св. Фридиана, покровителя одного из городских кварталов. Часовню выстроили в старой ризнице храма. В 1433 г. было принято решение поместить туда запрестольный образ, и в 1437 г. алтарь заказали фра Филиппо. Нам известно об этой работе из письма художника Д. Венециано к П. Медичи.

Алтарь находился в базилике Сан Спирито до вторжения армии Наполеона в Тоскану, а в 1810 г. был демонтирован и перевезён в Париж. В 1815 г., во время реституции, он, однако, не был возвращён прежним владельцам, что мотивировалось трудностями, связанными с транспортировкой. В 1819 г. во Флоренцию была отправлена только его пределла, которая хранится теперь в галерее Уффици.


Отношение автора к вере


Ф. Липпи, сластолюбивый и лукавый монах, – художник с авантюрной судьбой. Он принял монашеские обеты просто потому, что вырос в монастыре. Синтез художественного таланта и религиозного благочестия, как это было в случаях с фра Беато Анджелико или с Андреем Рублёвым, у него не получился.

В 1433 г. Липпи покинул монастырь, но рясу монаха не снимал, поскольку она давала некоторые преимущества в миру. В ренессансной Италии бытовало множество историй о нерадивом монахе, ищущем приключений, расстриге и гуляке, которые охотно пересказывал Дж. Вазари.

В 1440 – 1450 гг. фра Филиппо дважды привлекался к суду за обман и подлог в отношении своих же коллег–художников, даже подвергался пытке и был лишён причастия. В 1461 г. он похитил монахиню и жил с ней в незаконном браке, но, благодаря покровительству Медичи, скандальную романтическую историю удалось замять и обойтись без наказаний. Сам папа сказал, что, очевидно, сутана сковывала способности фра Филиппо, и, возможно, уйдя в мир, он станет ближе к Богу. Кто знает, произошло так на самом деле или нет, но, во всяком случае, его художественный талант развился, и он сделался одним из выдающихся живописцев Кватроченто, а его любимая жена и дети послужили моделями для многих вдохновенных картин на религиозные темы.


Биография


Филиппо ди Томмазо Липпи родился ок. 1406 г. в семье мясника в одном из самых бедных кварталов Флоренции – Ардильоне. В два года он остался без родителей, и его вместе со старшим братом взяла к себе на воспитание их тётка – монна Лапаччи. Женщина была крайне бедна и в 1414 г. отдала племянников в монастырь кармелитов, что находился поблизости от дома. Филиппо был невосприимчив к наукам, зато очень много рисовал и получил художественное образование, копируя фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи.

В 15 лет будущий художник принял монашеские обеты (именно поэтому его стали называть «фра»); успешно совмещал монастырские обязанности с художественной деятельностью, хотя сан не позволял ему вступить в гильдию св. Луки.

В 1434 г. Липпи побывал в Падуе, работал для собора Сан-Антонио, а также – в Анконе, Неаполе и, может быть, Южных Нидерландах. Влияние Северного Возрождения чувствуется в его «Мадонне Тарквинии».

С 1438 г. фра Филиппо начал выполнять заказы для семьи Медичи. Его деятельность была разнообразной, также он реставрировал фрески А. Гадди. В 1455 г. художник уже покупает собственный дом и поселяется в Прато, неподалёку от Флоренции. В это время его живописная манера близка стилю фра Анджелико. В 1456 г. Липпи был назначен капелланом женского монастыря Св. Маргариты в Прато, из которого он похитил молодую монахиню Лукрецию Бути и сбежал с ней. У них родился ребёнок – будущий художник Филиппино Липпи. Фра Филиппо часто изображал возлюбленную и первенца в своих картинах. Скандал дошёл до папы, и в 1461 г., по ходатайству Медичи, понтифик освободил обоих от монашества и дал разрешение на брак.

В 1450 – 1460 гг. мастер выполнял большие фресковые циклы в соборах тосканских городов. В 1469 г. умер во время работы над росписями в Сполето. Ходили слухи, что его отравили родственники жены, так и не смирившиеся с их браком. Филиппо Липпи был учителем знаменитого Сандро Боттичелли, а тот, в свою очередь, взял на воспитание и обучение его сына Филиппино Липпи, когда тот остался без отца.


Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.



Оставить комментарий