Мадонна с Младенцем (Мадонна Медичи-Риккарди) - Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с Младенцем (Мадонна Медичи-Риккарди)
Мадонна с Младенцем (Мадонна Медичи-Риккарди)
Автор: Липпи, фра Филиппо (ди Томмазо)
Местонахождение: Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Произведение: Мадонна Медичи-Риккарди
Жанр: Художественное
Год создания: 1466 – 1469 гг.
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Мадонна Медичи-Риккарди иконографически относится к моделям, которые с 1436 г. были широко опробованы Липпи. Дева Мария изображена по пояс, она сидит в мраморной нише с экседрой-ракушкой. Маленький Иисус, обнимая мать, не сидит у нее на коленях, как это было принято изображать в то время, а стоит на парапете.

Перед нами трогательная интимная сцена, восходящая к иконописным изображениям Мадонны-Умиления. Поздние художественные образы Липпи лишены какой-либо мистики. «Выражение трагической любви к Богу он заменяет прославлением материнского счастья», превращая икону в бытовую сценку.


История создания


В 1907 г. картина была найдена историком искусства Дж. Поджи в психиатрической больнице Сан-Сальви во Флоренции. Существует много версий по поводу происхождения этой панели. Сам Поджи говорит, что она принадлежала семье Риккарди, которая в 1655 г. приобрела в собственность дворец Медичи. Поэтому сначала доска находилась на вилле в Кастельпульчи, а затем дополнила собой убранство дворца Медичи. Став частью общественного достояния, картина была выставлена в Зале триумфа искусств на первом этаже, неподалёку от галереи Луки Джордано.


Отношение автора к вере


Ф. Липпи, сластолюбивый и лукавый монах, – художник с авантюрной судьбой. Он принял монашеские обеты просто потому, что вырос в монастыре. Синтез художественного таланта и религиозного благочестия, как это было в случаях с фра Беато Анджелико или с Андреем Рублёвым, у него не получился.

В 1433 г. Липпи покинул монастырь, но рясу монаха не снимал, поскольку она давала некоторые преимущества в миру. В ренессансной Италии бытовало множество историй о нерадивом монахе, ищущем приключений, расстриге и гуляке, которые охотно пересказывал Дж. Вазари.

В 1440 – 1450 гг. фра Филиппо дважды привлекался к суду за обман и подлог в отношении своих же коллег–художников, даже подвергался пытке и был лишён причастия. В 1461 г. он похитил монахиню и жил с ней в незаконном браке, но, благодаря покровительству Медичи, скандальную романтическую историю удалось замять и обойтись без наказаний. Сам папа сказал, что, очевидно, сутана сковывала способности фра Филиппо, и, возможно, уйдя в мир, он станет ближе к Богу. Кто знает, произошло так на самом деле или нет, но, во всяком случае, его художественный талант развился, и он сделался одним из выдающихся живописцев Кватроченто, а его любимая жена и дети послужили моделями для многих вдохновенных картин на религиозные темы.


Биография


Филиппо ди Томмазо Липпи родился около 1406 г. в семье мясника в одном из самых бедных кварталов Флоренции – Ардильоне. В два года он остался без родителей, и его вместе со старшим братом взяла к себе на воспитание их тётка – монна Лапаччи. Женщина была крайне бедна и в 1414 г. отдала племянников в монастырь кармелитов, что находился поблизости от дома. Филиппо был невосприимчив к наукам, зато очень много рисовал и получил художественное образование, копируя фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи.

В 15 лет будущий художник принял монашеские обеты (именно поэтому его стали называть «фра»); успешно совмещал монастырские обязанности с художественной деятельностью, хотя сан не позволял ему вступить в гильдию св. Луки.

В 1434 г. Липпи побывал в Падуе, работал для собора Сан-Антонио, а также – в Анконе, Неаполе и, может быть, Южных Нидерландах. Влияние Северного Возрождения чувствуется в его «Мадонне Тарквинии».

С 1438 г. фра Филиппо начал выполнять заказы для семьи Медичи. Его деятельность была разнообразной, также он реставрировал фрески А. Гадди. В 1455 г. художник уже покупает собственный дом и поселяется в Прато, неподалёку от Флоренции. В это время его живописная манера близка стилю фра Анджелико. В 1456 г. Липпи был назначен капелланом женского монастыря Св. Маргариты в Прато, из которого он похитил молодую монахиню Лукрецию Бути и сбежал с ней. У них родился ребёнок – будущий художник Филиппино Липпи. Фра Филиппо часто изображал возлюбленную и первенца в своих картинах. Скандал дошёл до папы, и в 1461 г., по ходатайству Медичи, понтифик освободил обоих от монашества и дал разрешение на брак.

В 1450 – 1460 гг. мастер выполнял большие фресковые циклы в соборах тосканских городов. В 1469 г. умер во время работы над росписями в Сполето. Ходили слухи, что его отравили родственники жены, так и не смирившиеся с их браком. Филиппо Липпи был учителем знаменитого Сандро Боттичелли, а тот, в свою очередь, взял на воспитание и обучение его сына Филиппино Липпи, когда тот остался без отца.


Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.



Оставить комментарий