«Лот и его дочери» - Джентилески Орацио

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Лот и его дочери»
«Лот и его дочери»
Автор: Джентилески Орацио
Местонахождение: Музей Гетти, Лос-Анджелес
Произведение: «Лот и его дочери»
Жанр: Художественное
Год создания: около 1622 г.
Эпоха/течение: Барокко, религиозная живопись
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 Работа итальянского живописца Орацио Джентилески «Лот и его дочери» иллюстрирует сцену из ветхозаветной книги Бытия. Лот с дочерьми представлены наблюдающими за разрушением Содома. Три фигуры сосредоточены в центре композиции. Сокрытые под небольшим каменным навесом, они надёжно защищены в укромном месте. Дочь, которая находится слева от зрителя, прикрывает рукой лежащего на её коленях отца. Он кажется спящим от усталости. Но, возможно, действие происходит уже после того как его напоили вином собственные дочери, о чём повествует книга Бытие (Быт.19:31–33). На это событие косвенно указывает чаша и пустая бутыль, лежащие неподалеку на земле.

Поза Лота очень напряжена и контрастирует с более мягкими очертаниями девушек. Взгляды обеих дочерей направлены вдаль на то, что осталось от некогда процветающего и погрязшего во грехах Содома. Интересно цветовое решение на картине, выбранное художником. Каждый из персонажей одет в одежду определенного цвета: дочь справа – в жёлтое платье, чуть приспущенное с плеча, сам Лот имеет белого цвета нижнее одеяние и синюю накидку; вторая же дочь облачена в ярко-красную юбку с белой блузкой. Полотно отличается удивительным сочетанием безмятежной природы со страхом, испытываемым людьми, перед лицом разрушающей силы Божьего гнева. 

История создания

            «Лот и его дочери» – это пейзажная картина кисти Орацио Джентилески, написанная маслом на холсте. Её создание относится примерно к 1622 году.  В 1621 году Джентилески переехал в Геную по приглашению знатного лица по имени Джованни Антонио Саули, который знал художника, поскольку у него были картины, написанные его братом. Так, Джентилески перебрался из Рима в Геную, и именно в это время Саули поручил ему написать не только «Лота и его дочерей», но и две другие работы: «Кающаяся Магдалина» и «Даная и золотой дождь». Все три картины впоследствии находились в одном помещении во дворце Саули.

            Орацио Джентилески следовал тенденциям художников того времени и создал несколько версий каждой картины. Исследованное с помощью рентгеновских лучей полотно «Лот и его дочери», которое позднее приобрёл Музей Гетти, было признано основной версией композиции. Наиболее близкой к нему является картина, хранящаяся в Берлинском музее изобразительных искусств. Она практически полностью повторяет сюжет и цветовую гамму полотна. 

Отношение автора к вере

             Известный итальянский художник эпохи барокко Орацио Джентилески был выдающимся мастером религиозной и мифологической живописи. Рождённый в традиционной католической семье, он начал свой путь с росписей церквей Санта-Мария Маджоре в Риме, Санта-Мария делла Паче и церкви Капуцинов в Турине. С тех самых пор различные места Писания (из Ветхого и Нового Заветов) служили неиссякаемым источником вдохновения для Джентилески.

            Ему принадлежит большое количество полотен, выполненных на христианскую тематику. Творчество мастера было неразрывно связано с Библией, храмами. Даже не имея точных сведений о личных духовных переживаниях Орацио Джентилески, можно предположить, насколько глубоко укоренились евангельские истины в его душе. Невозможно беспристрастно писать картины религиозного содержания, оставаясь в стороне от сокрытого в них духовного смысла.

Биография

Орацио Джентилески родился в 1563 году. Сын флорентийского ювелира по имени Джованни Баттиста Ломи, он был крещен в Пизе 9 июля 1563 года. Получив образование художника от брата и дяди в духе флорентийского маньеризма, Джентилески в 1580 году уезжает в Рим, где пишет фрески для Ватиканской библиотеки. Там Джентилески работает вместе с Агостино Тасси, занимаясь оформлением дворцовых интерьеров. Под влиянием Караваджо Джентилески использует более мягкий, как бы струящийся свет, а также спокойный, лирический стиль. 

Около 1600 года художник начал заниматься алтарной и станковой живописью, присоединился к группе художников вокруг Караваджо. Однако в своих работах он соединял стиль Караваджо с построением композиции и цветностью тосканской школы. Орацио Джентилески также работал в Генуе и Турине (1621-1624 года), где познакомился с живописью Ван Дейка. В 1625 году Джентилески посетил Париж, а в период 1626-1647 годов работал в Англии при дворе Карла I, рисовал монументальные полотна и выполнял декорационные работы (Гринвичского дворец). В последние годы жизни копировал некоторые свои предыдущие работы. 

Орацио Джентилески умер в Лондоне в феврале 1639 года и был похоронен в часовне королевы в Сомерсет-Хаус. Художник по праву считается лучшим и талантливейшим представителем школы Караваджо. Искусство Джентилески оказало влияние на мастеров Северной Европы, в частности, художники Голландии и Фландрии, работавшие в Италии («романисты»), ценили его мастерство в передаче холодного дневного освещения, придающего особую поэтичность и элегичность пейзажу и образам.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

 




Оставить комментарий