Кантата «Аллилуйя! Хвалите Господа в святости его!» - Иоганн Пахельбель

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Кантата «Аллилуйя! Хвалите Господа в святости его!»
Кантата «Аллилуйя! Хвалите Господа в святости его!»
Автор: Иоганн Пахельбель
Произведение: «Halleluja! Lobet den Herrn»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: XVII в.
Стиль:Духовное сочинение
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Кантата «Halleluja! Lobet den Herrn» («Аллилуйя! Хвалите Господа в святости его! – представляет собой самое грандиозное, праздничное представление. Великолепие этого необычайно большого произведения  для пяти труб, тромбона, литавр, колоколов, струнных, двух гобоев, арфы, виолончели, а также бассо континуо дополняется частым использованием Пахельбелем перестановочных фуг (две или три контрастирующие темы, исполняемые одновременно во вращающихся циклах).

 

История создания

Бо́льшая часть церковной органной музыки Пахельбеля, в особенности, хоральные прелюдии, относительно проста и написана только для мануалов, педали органа здесь не используются. Отчасти это обусловлено лютеранской традицией пения хоралов, которое сопровождалось игрой на домашних музыкальных инструментах (вёрджинелах и клавикордах). Произведения Пахельбеля часто перелагались для исполнения на этих инструментах без педальной клавиатуры, которая отсутствовала у этих инструментов, композитор облегчал задачу аранжировщиков. Также простота произведений объясняется качеством имеющихся в распоряжении органов. Ни один из тех органов не сохранился до наших дней, но известно, что у эрфуртского инструмента было 27 регистров и 2 мануала (например, знаменитые органы Зильбермана имели иногда более 50 регистров и 3 мануалов). В церкви же св. Себальда в Нюрнберге у органа было только 14 регистров при двух мануалах.

Некоторые произведения (несколько хоралов, все ричеркары, некоторые фантазии) написаны с использованием белой мензуральной нотации. Такая система была широко распространена в XV веке, но в течение XVI—XVII веков постепенно вытеснена классической 5-линейной тактовой нотацией. Обычно Пахельбель использовал мензуральную нотацию для произведений, написанных в «старых стилях». Существует также версия, что такая нотация применялась Пахельбелем, чтобы исполнители, не знакомые с новой (по тем временам) системой, смогли прочесть ноты.

Творчество Пахельбеля связано с его исполнительством, хотя он писал также вокальные произведения (мотеты, кантаты, мессы, арии, песни и др.). Основное значение получили сочинения для органа и клавира. Композитор явился одним из прямых предшественников И. С. Баха в жанрах органной музыки. Форма его произведений чётко продумана, компактна, стройна и лаконична. 

 

Отношение автора к вере

Иоганн Пахельбель создал очень большое количество духовных песнопений – знаменитый органист написал 90 фуг для пения Магнификатов на вечернях. Его произведения основаны на глубоком знании Священного Писания и Предания. 

   

Биография

Иоганн Пахельбель (Johann Pachelbel; 1.09.1653 — 3.03.1706) — немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля — одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие фуги и хоральной прелюдии.

В свою эпоху наиболее известной частью творчества Пахельбеля были органные произведения. Их он написал более 200, как духовных, так и светских, используя большинство существующих к тому моменту музыкальных форм. Его произведения для клавира включают сюиты и вариации для клавесина. Пахельбель сочинял и вокальную музыку: арии, магнификаты, мотеты, концерты. Большинство камерных произведений написаны в форме партит.

Основная часть корпуса органных произведений Пахельбеля состоит из литургических произведений: это около 70 хоралов и хоральных прелюдий и около 95 магнификатов.

Большинство произведений Пахельбеля написаны для органа, поэтому неудивительно, что его приверженность вариационной форме лучше всего проявляется в органных произведениях, особенно в 6 чаконах для органа. Чакону фа минор называют одним из лучших его органных произведений.

В последние годы жизни Пахельбель сочинил около 90 фуг для пения магнификатов на вечернях.

В 1699г. Пахельбель опубликовал сборник под заглавием «Hexachordum Apollinis» («Лира Аполлона»), произведения из которого часто называют шедеврами Пахельбеля. Сборник содержит 6 тем с вариациями в 6 тональностях. Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. Этот сборник Пахельбель посвятил Ф.Т.Рихтеру и Д.Букстехуде. 6 тем не имеют названий и пронумерованы (Aria prima — Aria sexta), а последнее произведение имеет подзаголовок «Aria Sebaldina», в котором упоминается церковь св.Себальда, где Пахельбель в то время работал и где получил первое музыкальное образование. На вторую тему имеется 5 вариаций, на тему «Aria Sebaldina» — 8, а на остальные — по 6.

Также Пахельбелю принадлежит несколько циклов хоральных вариаций.



Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

 

Оставить комментарий