yandex

Изгнание из рая - Томмазо Мазаччо

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Изгнание из рая
Изгнание из рая
Автор: Томмазо Мазаччо
Местонахождение: Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Произведение: Изгнание из рая
Жанр: Фреска
Год создания: ок. 1425 г.
Эпоха/течение: Раннее Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Фреска «Изгнание из рая» написана Мазаччо на один из самых известных сюжетов религиозной живописи – изгнание Адама и Евы из Эдемского сада: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:22-24). 

Внимание зрителя сразу приковывают фигуры Адама и Евы, после грехопадения с плачем покидающих Эдем. Грехопадение и изгнание первых людей из рая стали трагедией человеческой истории, духовной катастрофой. Адам, переживая глубокий стыд, закрыл лицо руками, лицо рыдающей Евы полно скорби. Их движения естественны, фигуры переданы с замечательной реалистической убедительностью. Мазаччо изображает прародителей нагими, что расходится с текстом Книги Бытия, потому что ещё до изгнания «…сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Такое отступление отсылает зрителя к другому стиху – «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7). Оно делает сцену более экспрессивной и эмоциональной, а также напоминает о метафорическом осмыслении наготы как лишения чистоты и безгрешности: в каноне святого Андрея Критского читаем: «Погубих первозданную доброту и благолепие мое, и ныне лежу наг и стыждуся». 

       Адам и Ева совершают первые шаги по пустынной, еще необитаемой земле. Ева идет первой, Адам следует за ней, как следовал за ней во грехе, так последует за ней и в наказании.  Выйти из рая – значит оставить покой и безмятежность ради превратностей человеческого существования. Они не просто покидают райский сад, но и начинают человеческую историю. Над Адамом и Евой летит Херувим с мечом в руке в огненно-красном одеянии.   Цветовой акцент на его фигуре подчёркивает трагичность сцены. Херувим с грозным видом движется из глубины картины прямо на зрителя, что усиливает ощущение динамики и трёхмерности пространства.


История создания

Фреска была выполнена художником для капеллы Бранкаччи Флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине. В 1423 году внук ее основателя, Феличе Бранкаччи, один из видных горожан Флоренции, заказал роспись капеллы известному мастеру того времени Мазолино да Паникале и пока мало кому известному молодому художнику, Мазаччо. Основной темой фресок, по желанию заказчика, стали сцены из жизни апостола Петра и грехопадение Адама и Евы. Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых написаны Мазаччо, в том числе и знаменитая фреска «Изгнание из рая». 

Фигура Евы на фреске «Изгнание из рая» напоминает греко-римскую статую Венеры Стыдливой. Мазаччо часто находил вдохновение в моделях античности. Венера Медицейская и Бельведерский торс послужили отправными точками для создания необычайно реалистичных обнаженных фигур Адама и Евы. 

Фрески Мазаччо в часовне Бранкаччи считаются шедевром ренессансной живописи. Мазаччо прожил всего 26 лет, и именно этот цикл остался его главным произведением. Фрески капеллы Бранкаччи настолько значительны для истории искусства, что их назвали "основанием, на котором зиждется все здание европейской живописи".


Отношение автора к вере

Немногое известно о жизни Мазаччо, но о художнике могут рассказать его картины. Почти все его работы посвящены библейским сюжетам, и в них – не только художественное новаторство, но и вдумчивое и благоговейное осмысление событий христианской истории. 


Биография

Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, известный как Мазаччо, родился в 1401 году в семье нотариуса в Сан-Джованни-Вальдарно в Ареццо. Мальчик появился на свет в день святого Фомы и в честь него был крещён. Дед будущего художника был кассоне – мастером, изготовлявшим итальянские украшенные сундуки-кассоне и другую мебель. Вероятно, именно он впервые познакомил внука с искусством. Юноша рано остался без отца, а после смерти своего отчима стал единственным кормильцем семьи. Прозвище Мазаччо - «неуклюжий», по свидетельству Вазари, художник получил за свою сосредоточенность на искусстве и рассеянность в повседневной жизни. Очевидно, эти свойства характера объясняют, почему, рано прославившийся художник до конца жизни оставался в долгах и так и не смог достичь материального благополучия. 

            В 17 лет Мазаччо оказался в столице Тосканы – Флоренции. Здесь он, скорее всего поступил на учебу в мастерскую к какому-нибудь известному художнику, однако, имя его учителя история не сохранила. 

Мазаччо было отпущено судьбой совсем мало времени, всего 26 лет, однако, он стал одним из главных реформаторов живописи Раннего Возрождения.

Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» писал о Мазаччо, что  «он… может быть назван в числе первых, устранивших большую часть трудностей, несовершенства и препятствий в искусстве, и именно он и положил начало прекрасным позам, движениям, порывам и живости, а также некоей рельефности поистине настоящей и естественной, чего до него никогда еще не делал ни один живописец» и  «был удивительно искусным в преодолении трудностей перспективы».

Мазаччо уже в 20 лет получил звание мастера живописи и в 1422 году был принят в Цех врачей и аптекарей, куда в то время входили и художники. А в 1424 вступил во Флорентийскую Гильдию Святого Луки – цехового объединения художников, скульпторов и печатников. Наставниками Мазаччо были Донателло и Брунеллески – он дружил с ними и тщательно изучал их произведения. 

          Одни из самых ранних сохранившихся работ мастера – триптих Сан-Джовенале и «Мадонна с младенцем и Святой Анной» (1424), которую он написал вместе с Мазолино да Паникале. Мазаччо участвовал в нескольких совместных проектах с Мазолино, вероятно, их связывала дружба. По темпераменту и стилю живописи это были достаточно разные художники.  Мазолино тяготел к интернациональной готике с её сказочностью, плоскостностью и нарядностью, в то время как Мазаччо по-новому решает  вопросы, которые станут определяющими для мастеров последующих десятилетий – о  пропорциях человеческого тела, пластике, композиции и перспективе. 

           Единственным точно датированным произведением художника является Пизанский полиптих, который Мазаччо обязался написать для капеллы святого Юлиана в пизанской церкви Санта-Мария-дель -Кармине в 1426 году. В XVIII веке полиптих был разобран, его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям или были утрачены. Центральная часть «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» кисти Мазаччо, которая была центральной панелью композиции, в настоящий момент находится в Национальной галерее в Лондоне. Мазаччо здесь практически полностью отказывается от ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом и светом, упрощая её, и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность. Он также отказывается здесь от декоративных узоров, присущих его совместной с Мазолино картине «Мадонна с младенцем и св. Анной», которые, по-видимому, были ему абсолютно чужды. Традиционный для картин XIV века золотой фон у Мазаччо почти полностью закрыт монументальным антично-классическим троном.

             Из других знаменитых работ мастера примечателен алтарный образ «Святая Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Образ отличается, с одной стороны, следованием средневековым иконографическим канонам, а с другой – ренессансной глубиной и рельефностью, математически выверенной линейной перспективой, делающей изображение объёмным. Мазаччо расположил крест в архитектурном интерьере, похожем на свод древнеримской триумфальной арки. Вся сцена очень напоминает архитектурную нишу, в которой стоят скульптуры.

Самой известной работой Мазаччо стали фрески капеллы Бранкаччи, над которыми он работал с 1424 по 1428 год. Он выполнил «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Крещение неофитов», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», «Раздача имущества и смерть Ананиии», «Воскрешение сына Теофила и святой Петр на престоле». Эти произведения коренным образом повлияли на живописцев Ренессанса, многие художники учились искусству, взяв их за образец. 

          Мастер скоропостижно скончался и июне 1428 года в Риме, куда поехал, вероятно для того, чтобы вместе со своим другом Мазолино расписать капеллу святой Екатерины в базилике Сан-Клементе. 

Несомненно, Мазаччо стал одной из главных движущих сил итальянского Раннего Возрождения – он  отошёл от многих устаревших к тому времени канонов средневекового искусства, вдохнул в свою живопись естественность, глубину, цельность и натуралистичность. 

Автор текста: Жосу Зоя Константиновна.



Оставить комментарий