Исцеление Товита - Стомер Маттиас

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Исцеление Товита
Исцеление Товита
Автор: Стомер Маттиас
Местонахождение: Фонд Роберто Лонги, Флоренция
Произведение: Исцеление Товита
Жанр: Художественное
Год создания: 1640-е гг.
Эпоха/течение: Утрехтские караваджисты
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

     Иудей Товит из колена Неффалимова жил в Галилее, но во время ассирийского плена был со своей семьей переселен в Вавилон. О его жизни рассказывает одноименная книга Ветхого Завета. Когда его соплеменники стали увлекаться верованиями местных народов, Товит пребывал в верности Единому Богу. В законе Моисеевом он воспитывал и своего сына Товия. Однажды, в результате несчастного случая, Товит ослеп и постепенно обнищал. Тогда он вспомнил о десяти талантах серебра оставленных им Гаваилу в Рагах Мидийских и отправил за ними сына.
     Книга рассказывает, как Бог не оставляет праведников во время скорби и испытания. Ангел, посланный в спутники Товию, не только сохранил его невредимым во время опасного пути, но устроил ему встречу и брак с суженной, а также научил, как исцелить отца от слепоты. "И приложил желчь к глазам отца своего, и сказал: ободрись, отец мой! Глаза его заело, и он отер их, и снялись с краев глаз его бельма. Увидев сына своего, он пал на шею к нему и заплакал и сказал: благословен Ты, Боже, и благословенно имя Твое вовеки, и благословенны все святые Ангелы Твои!" (Тов. 11:11-13).
    Картина Маттиаса Стомера показывает момент исцеления Товита. Праведник представлен художником седовласым старцем с короткой бородой. Укутавшись в красный плащ, он сидит в кресле. Выражение лица и поза Товита отражают немощь слепого, но еще не дряхлого мужчины. За спинкой кресла стоит жена, верная спутница его тяжелой и праведной жизни. Морщинистое и строгое лицо передает силу страданий, которые она перенесла. Перед Товитом изображен ангел Рафаил с дорожным посохом в руке. С участием и верой он смотрит на исцеление старца. Синий цвет одежды архангела означает его принадлежность Небу. Сын Товита тем временем прикладывает к глазам отца целебную желчь. Его лицо выражает радость и надежду. Одежда Товия показывает, что он только что вернулся с дальней дороги.

 

История создания

  

      Картина "Исцеление Товита" написана Маттиасом Стомером в 1640-х годах. В это время художник работал в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Произведение относится к позднему периоду творчества мастера и показывает уровень его живописного мастерства, а также осмысление им библейских текстов. 

 

Отношение автора к вере

 

       Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
       Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.


Биография

 

       Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
     Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
      Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
      Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи  XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже. 

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий