Исав продает право первородства за чечевичную похлебку - Стомер Маттиас

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Исав продает право первородства за чечевичную похлебку
Исав продает право первородства за чечевичную похлебку
Автор: Стомер Маттиас
Местонахождение: Галерея старых мастеров, Берлин
Произведение: Исав продает право первородства за чечевичную похлебку
Жанр: Художественное
Год создания: 1630-1650 гг.
Эпоха/течение: Утрехтские караваджисты

Описание произведения

 

     Исав и Иаков - два брата близнеца, потомки Авраама. Старший из них, Исав, должен был унаследовать Божие благословение патриарха, но пренебрег им как чем-то незначительным. "И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание:  Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство" (Быт. 25:29-34).
      Этот сюжет, содержащий в себе проблему нравственного выбора, часто изображается на религиозных полотнах с эпохи Возрождения. На картине Маттиаса Стомера показан шатер кочевников, пространство которого освещается свечой, стоящей на столе. По разные стороны стола изображены братья. Хотя они являются близнецами, художник показал их непохожими друг на друга, чтобы подчеркнуть из внутреннее различие. Слева сидит Иаков, черты лица у него более мягкие и нежные. Эмоции младшего брата выражают надежду и сильное желание получить благословение, данное его предкам. Повернутая вверх ладонь является жестом чистосердечия и искренности.
     Напротив Иакова показан Исав. Это щегольски одетый молодой человек. Он более крепко сложен и имеет бородку и усы, что позволяет ему выглядеть старше брата. Выражение лица Исава выдает в нем человека грубого и чувственного. Правой рукой он берет со стола миску с едой, а в левой держит добытую на охоте дичь. Зайцы в живописи имеют несколько символических значений в зависимости от сюжета, на котором они изображаются. В данном случае животное означает необузданность и похоть. Рядом с Исавом стоит его пес, традиционно он символизирует верность и преданность. В контексте сюжета изображение пса говорит о преданности Божьему призванию, но не Исава, а Иакова. Голодное животное с надеждой смотрит на стол, и с таким же выражением Иаков смотрит на брата, ожидая его согласия.
     Рядом с Иаковом стоит Ревекка, мать близнецов. Текст Библии говорит, что она одобряла желание младшего сына и всячески ему содействовала. На картине он изображена смотрящей на Иаков с удивлением и одобрением.

 

История создания

 

     Картина "Исав продает право первородства за чечевичную похлебку" написана в итальянский период творчества Маттиаса Стомера. Произведение демонстрирует виртуозное владение живописцем техникой светотени, а также знание и понимание событий евангельской истории и сопереживание ее героям. 

 

Отношение автора к вере

 

       Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
       Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.


Биография

 

       Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
     Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
      Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
      Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи  XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже. 

Автор текста: Ольга Северинова.



Оставить комментарий