Иосиф и Иаков в Египте - Понтормо Якопо
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
.docx.jpg)
Описание произведения
Вторая половина книги Бытия рассказывает историю Богоизбранного народа, его странствий и испытаний, попущеных Богом для духовного взросления. Одним из этапов истории было переселение многочисленного семейства патриарха Иакова в Египет. Этому предшествовала продажа Иосифа братьями в рабство, ставшая ветхозаветным прообразом предательства Христа. Промыслом Божиим Иосиф возвысился в чужой стране до второго человека после фараона. Когда по причине засухи и голода, начавшегося на земле, братья его пришли в Египет купить хлеба, Иосиф открылся им и сказал: "но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской" (Быт. 45:5-8). Израиль переселился в землю Гесем. "И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет. И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему" (Быт. 47:28-30).
В своем произведении Якопо Понтормо одновременно показывает заключительные эпизоды истории Иосифа и Иакова, сжимая повествование до одной картины. Прием непрерывного повествования был особенно популярен в Италии для украшения мебели. В левой части полотна показан Иосиф, представляющий своего отца фараону Египта. Дальше видно, как Иосиф на колеснице слушает просьбы голодающих.
В правой части картины изображена открытая ротонда, в которой художник показал семью, собравшуюся у постели старца. Наверх ведет витая лестница, напоминая зрителю о видении, бывшему патриарху Иакову в начале его жизненного пути. Здесь представлен третий эпизод из жизни патриархов в Египте: Иосиф со своими сыновьями поднимается по лестнице, чтобы навестить умирающего Иакова. И, наконец, зритель видит как Иаков благословляет сыновей Иосифа. Статуи на высоких постаментах, стоящие на городской улице символизируют языческие верования египтян.
В этой картине Понтормо виден зарождающийся новый стиль, известный как маньеризм. Он проявляется в ярких цветах, обескураживающе неестественном подходе к пространству, удлиненных фигурах и спиральных композициях. Сцена выразительна и драматична.
История создания
Это последняя и самая совершенная из серии панелей, которые были сделаны для флорентийского банкира Пьерфранческо Боргерини по случаю его женитьбы в 1515 году. Предполагают, что картина была добавлена позднее, в дополнение к первоначальному заказу. Серия украшала спальню пары во дворце Боргерини во Флоренции. Картины рассказывали историю патриарха Иосифа и предназначались для обшивки стен и вставок в мебель.
Отношение автора к вере
Якопо Каруччи родился в конце XV века в итальянской семье. Учитывая обстоятельства того времени, он скорее всего в младенчестве был крещен в католической вере, хотя документальных свидетельств подтверждающих этот факт или отрицающих его не обнаружено. Мальчик был щедро одарен художественным талантом и чувствовал ответственность за его преумножение. Поэтому рано осиротев, он отправился в мастерскую одного из самых лучших живописцев современности Леонардо да Винчи, который сразу оценил одаренность ученика. Работами Якопо восхищались Рафаэль, Микеланджело, дель Сарто. Понтормо являлся одним из любимейших художников Медичи, его творческий путь можно назвать триумфальным, что, по свидетельству современников, никак не отразилось на его характере: Якопо оставался застенчивым и малообщительным человеком, которого живопись интересовала больше всего остального. Светской жизни он предпочитал узкий круг друзей и учеников. Рано столкнувшись в своей жизни с неотвратимостью смерти, Якопо познал тщету земных удовольствий, богатства и славы.
Джорджо Вазари, автор "Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов", не раз подчеркивал скромность и отсутствие амбиций Понтормо. "Его не интересовали ни деньги, ни слава, - удивлялся Вазари, - а однажды, выставляя счёт за картину одному из своих клиентов, не имевшему недостатка в средствах, он назвал сумму, необходимую для того, чтобы... выкупить свой старый плащ, отданный под залог".
Получив финансовую независимость, Якопо Понтормо приобрел земельный участок и устроил там жилище по своим внутренним предпочтениям. Это было подобие убежища отшельника: на чердаке художник оборудовал мастерскую и находился там целый день, убрав лестницу, как единственную связь с внешним миром.
Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI века и смерть его наставника Андреа дель Сарто отразились на чувствительной душе Понтормо. Переживая тяжелый душевный кризис, художник смог преобразовать внутренние импульсы в творческие находки большой эмоциональной силы, раскрывающие искреннее чувство его персонажей. В своих работах Понтормо противопоставлял реальному миру духовно-мистические ценности, усиливая субъективное начало.
Биография
Якопо Каруччи родился 24 мая 1494 года в городе Понтормо в семье живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи.
В самом начале своей жизни Якопо пришлось столкнуться с потерей всех родных: в 1499 году умирает его отец - живописец, ученик Гирландайо; в 1504 году умирает мать, через год - дедушка и бабушка, а после них - его единственная сестра. Рано повзрослевший, угрюмый и замкнутый одиннадцатилетний мальчик приезжает во Флоренцию, где находит свое место в мастерской Леонардо да Винчи. Однако быть учеником великого мастера ему приходится недолго - в 1506 году Леонардо отправился в Милан, рекомендовал своего ученика Пьеро ди Козимо, в мастерской которого Якопо продолжил свое обучение. По утверждению Вазари, именно в этот период 14-летний Понтормо создаёт своё первое самостоятельное произведение - небольшую картину "Благовещение", которая вызвала похвальный отзыв Рафаэля Санти.
Вскоре после этого Каруччи, прозванный Понтормо, переходит в Скуолу-ди-Сан-Марко, основанную фра Бартоломео. Там он познакомился с Джованни Баттиста Россо, уговорившего молодого художника в 1512 году поступить в известную мастерскую Андреа дель Сарто. Эта мастерская специализировалась на исполнении заказов, полученных от семьи Медичи. К 1513-1514 годам относятся первые работы Понтормо, созданные им для этого могущественного клана. Выполненные в это время фрески церкви Сантиссима Аннунциата отражают гармоничную манеру Андреа дель Сарто, но считаются более эмоциональными.
В 1515 году, к приезду папы Леона X во Флоренцию, Понтормо получил заказ на фрески для оформления капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь проявилась сила таланта молодого художника, специалисты ставят эти работы в один ряд с римскими фресками Микеланджело и Рафаэля. Предполагают, что перед тем как приступить к росписи, Понтормо побывал в Риме, где в Ватиканском дворце видел расписанные Рафаэлем в 1509-1514 году папские станцы.
О совершенном владении мастером самыми передовыми приемами тогдашнего искусства свидетельствует "Алтарь Пуччи", над которым Понтормо работал в 1518 году, находясь под влиянием гравюр Альбрехта Дюрера. В этот период в творчестве художника появилась тенденция отхода от обязательных, ставших классическими, канонов ренессансного искусства. В 1519 году Понтормо принимает участие в оформлении Большого зала виллы Медичи в Поджо-а-Кайано, где он создал стенную роспись "Вертумн и Помона". Посмертный портрет Козимо Старшего, выполненный по заказу Оттавиано Медичи, еще раз свидетельствует о доверии, оказанном Понтормо княжеской семьей.
В 1523-1525 годах для картезианского монастыря Галуццо Понтормо написал пять фресок из Страстей Христовых.
С 1525 по 1528 год художник работал над украшением часовни Барбадори в церкви Санта-Феличита .
С осадой Флоренции имперскими войсками в 1529 году и смертью Андреа дель Сарто в следующем году начинается новый этап в жизни живописца. В этом году Якопо приобрел земельный участок на Виа-Лаура поблизости от церкви Сантиссима-Аннунциата. С восстановлением власти Медичи во Флоренции Понтормо становится одним из их придворных художников. По заказу нового правителя, герцога флорентийского Алессандро Медичи, мастер занимается оформлением одной из лоджий виллы в Кареджи и заканчивает работу в январе 1537 года, незадолго до трагической гибели заказчика. Его преемник, Козимо Медичи (Младший), привлечет Понтормо и его талантливого ученика Бронзино к оформительским работам на вилле Кастелло. Ни одна из картин, написанных художником в этот период, к сожалению, не дошла до наших дней. В последние два года жизни (с март 1554 г. по ноябрь 1556 г.) Понтормо вел дневник, в котором записывал подробности своей жизни от питания и здоровья до хода работ над фресками базилики Сан-Лоренцо.
Дата смерти художника неизвестна. Похоронен Якопо Понтормо 2 января 1557 года в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
Понтормо в своей живописи отошел от надрывной героики образов позднего Ренессанса и положил начало новому анти-классическому направлению, получившего название "маньеризм".
Автор текста: Ольга Северинова.