Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима
Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Государственный музей, Амстердам
Произведение: Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима
Жанр: Художественное
Год создания: 1630 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Глубокое эмоциональное произведение Рембрандта ван Рейна «Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима» недаром считается одним из ранних шедевров художника. Работа демонстрирует не только прекрасные художественные способности мастера, но и его умение передать с помощью кисти скрытые чувства. Иеремия – седовласый старец – положил левую руку на Библию в плотном переплёте. Подле него, как считают некоторые исследователи, находятся сосуды из разрушенного Иерусалимского храма. По другой версии – это дары, полученные им от руководителя армии Навуходоносора после его освобождения (Иер.40:5).

Можно лишь бесконечно размышлять о том, что так сильно опечалило пророка: пленение израильского народа, руины уничтоженного Храма или же неповиновение евреев своему Господу. Вероятно, множество мыслей одолевало Иеремию в столь тяжёлое для него и всех израильтян время. Рембрандт очень точно передал состояние старца через его опущенные плечи, тяжёлый взгляд, устремлённый перед собой. Он кажется отделенным от происходящего на заднем плане, где полыхают остатки города, а люди спасаются бегством от огня. И в то же время пророк неразрывно связан душой и сердцем с израильским народом. Долгие годы он предупреждал евреев, что они уклонились от путей Божьих, и за это им грозит кара. Теперь же он видит тщетность своих слов: грех для евреев оказался превыше послушания Всевышнему.

Мастерски используя приём светотени, Рембрандт усиливает драматизм событий: тёмная и мрачная пещера, в которой находится Иеремия, озарена огненным заревом. Сам же пророк предпочитает не смотреть, как тлеет Иерусалим, а предается тяжёлым и грустным думам о будущем избранного Богом народа.


История создания


Это произведение Рембрандта, написанное в 1630 году, относится ещё к раннему лейденскому периоду его творчества. Тем не менее здесь уже видна рука талантливого и умелого мастера, который не просто писал картины на основе сюжетов из Библии, а лично проживал каждую из историй. Это позволяло ему в полной мере раскрыть тот или иной эпизод, и характер, и эмоции героев.

Известно, что Рембрандт писал образ пророка Иеремии с собственного отца, который специально позировал для него. Как в случае со многими другими работами живописца, у картины нет единого названия. Одна из версий гласит, что здесь вместо Иеремии изображён Лот, наблюдающий падение Содома и Гоморры. Однако этот вариант не подтверждён документально, а потому полотно известно под названием «Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима». Сейчас оно хранится на родине художника, в Государственном музее Амстердама.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий