Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Идол по имени Ваал» изображает вавилонского царя, стоящего на коленях перед змеей с человеческим лицом. Ваал (а также Баал, или Вил) – древний бог растительности, воды и небес. Ему поклонялись как истинному божеству. Кроме того, Ваал воспринимался как покровитель плодородия, погоды, времен года, войны, древних духов и проч. Чтобы облегчить знакомство зрителя с этим персонажем, Дали сопровождает свое графическое повествование выдержкой из книги пророка Даниила: «Был у вавилонян идол, по имени Вил <…>. Царь чтил его и ходил каждый день поклоняться ему; Даниил же поклонялся Богу своему. И сказал ему царь: почему ты не поклоняешься Вилу?» (Дан.14:3-4). Впоследствии Даниил докажет, что идол по имени Ваал, которому поклонялись эллинистические вавилоняне, является ложным богом. Кроме того, в послании Иеремии упоминается, что «сами халдеи обращаются с ним непочтительно: они, когда увидят немого, не могущего говорить, приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил, как будто он может чувствовать» (Посл. Иер.1:40). Автор, выдающий себя за Иеремию (признано, что послание Иеремии не является подлинным), также утверждает, что идолы не достойны поклонения, поскольку созданы руками человека, и в них нет Божественного участия. Он противопоставляет работу истинного Бога неспособности безжизненной статуи совершать какие-либо волевые акты. Таким образом, оба библейских автора в своих текстах говорят об обращении к истинному Богу в тот момент, когда приходит понимание того, что Ваал - не что иное как простая статуя.
Взяв за основу эти тексты Дали показывает зрителю двух демонических субъектов. Очевидно, это и есть царь Вавилона (слева) и идол Ваал – монументальная высокая фигура в центре композиции со змеиным телом, человеческим лицом и кисточкой на месте хвоста. Крылатый царь стоит на коленях перед идолом. Художник изображает его с изогнутым высунутым языком, идентичным такому же высунутому языку Ваала, подразумевая, что действующие лица говорят на одном языке (как и все бесы). Дух, изображающий Ваала, похож на статую, и царь пришел поклониться алтарю этого ложного идола. Вероятно, мастер не случайно включил в композицию озлобленные демонические выражения лиц и «диалог языками». Это может означать лишь презрение по отношению к идолам и насмешку над ними. Такое предположение вполне логично, поскольку Сальвадор Дали был верующим человеком.
Поскольку действие сюжета разворачивается, в основном, в левой части картины, мастер уравновешивает визуально разделенную композицию изображением вертикальных завитков и травы в правой части произведения.
История создания
«Идол по имени Ваал» - одна из ста пяти работ графической серии иллюстраций «Biblia Sacra», созданной Сальвадором Дали в 1964-1967 гг. по инициативе своего друга Джузеппе Альбаретто, ревностного католика и мультимиллионера. По собственному признанию Джузеппе, поручив Дали этот проект, он рассчитывал на то, что художник вновь обратится к Богу.
Цветные литографии сюиты исполнены в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш) по ста пяти акварельным рисункам, созданным Дали в период с 1963-й по 1964-й годы. Само издание «Biblia Sacra», выпущенное в 1967-м году, состояло из пяти томов, переплетенных искусно обработанной белой флорентийской кожей. Роскошная книга печаталась в издательстве Анджело Риццоли в Милане (Италия). Вся работа по издательству была организована всё тем же Альбаретто, а первый экземпляр Библии был подарен Сальвадором лично папе римскому Павлу VI.
Работы «Biblia Sacra» представляют собой сочетание офсетной и непрерывной тональной литографии, а также шелкографии с применением лаков и металлических красок. Произведения печатались на толстом картоне, специально разработанном для использования различных техник, включая 20-ти цветную печать. Литографии впоследствии вклеивались в Библию с использованием вощеной бумаги.
Качественное мастерство и артистизм проявляются в каждой работе сюиты. Уникальное сочетание нескольких техник печати придает этим иллюстрациям богатство и глубину, благодаря которым работы полностью соответствуют оригинальным картинам. В предисловии к «Библии» издатель утверждает, что литографии Дали «настраивают, как универсальным, так и личным образом, динамическое видение, которое характеризует отношения между людьми и Богом».
Серия «Biblia Sacra» является самым масштабным графическом проектом в творчестве Дали.
Отношение автора к вере
Большую часть своей жизни Сальвадор Дали прожил в статусе атеиста по примеру своего отца и деда. Однако, как утверждают исследователи его жизни и творчества, в конце своего жизненного пути Дали всё же обратился к Богу и стал верующим христианином. Надо заметить, что религиозные сюжеты в его живописи и графике появляются гораздо раньше. С конца 1940-х гг. в творчестве Дали намечаются христианские мотивы, которые сам он назовет «католическим мистицизмом» («Искушение св. Антония», 1946 г., «Христос св. Хуана де ла Крус», 1950-1952 г. и др.). Перед исполнением графической серии «Biblia Sacra» художник изучал Священное Писание на протяжении двух лет. С 1958-го года состоял в венчанном браке.
Однозначного и объективного мнения относительно религиозной идентичности Сальвадора Дали не существует до сих пор, однако можно смело утверждать, что его творчество в этом смысле говорит само за себя: отношения с Господом у Дали были очень непростыми, но так или иначе он их выстраивал.
Биография
Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904-го года в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса дона Сальвадора и его жены Фелипы. Старший сын Сальвадора и Фелипы умер за 9 месяцев до рождения Дали. Также у Сальвадора была младшая сестра Анна-Мария Дали.
Первые художественные навыки будущий художник получил в муниципальной художественной школе. По окончании, в 1921-м году, поступает в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо.
В 1922-м году Дали переезжает в «Резиденцию», студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей. Там он знакомится с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой, с которыми впоследствии тесно свяжет свой творческий путь. Там же увлекается фрейдизмом.
Спустя четыре года Дали изгоняют из учебного заведения за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Художник переезжает в Париж, где случится судьбоносное знакомство с Пабло Пикассо.
В 1929-м году Дали участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического 15-минутного фильма «Андалузский пёс». Тогда же он познакомится со своей будущей женой – Еленой Дмитриевной Дьяконовой, более известной как Гала.
Период 1929-1939 гг. станет самым плодотворным в жизни художника. После этого писать меньше он не станет, однако буквально «растратит» себя, по мнению своих биографов, во многочисленных пресс-конференциях и инициированных скандалах.
С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где живут с 1940-й по 1948-й год. В 1942-м году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Этот период также ознаменован сотрудничеством с Уолтом Диснеем, основателем крупнейшей мультимедийной империи.
С 1950-х гг. художник обращается к графике. Его печатные серии («Капричос» Гойи, «Песнь Песней царя Соломона», «Посвящение Леонардо да Винчи» и т.д.) известны по всему миру и являются гордостью крупнейших мировых музеев и частных коллекций.
После возвращения из США Дали жил и творил преимущественно в Каталонии. В 1965-м году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками.
В 1974-м году открывается главное «детище» художника – театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был основной фокус его энергии; изменения в музей вносились вплоть до середины 1980-х гг.
Гала умерла в 1982-м году, и Дали погружается в глубочайшую депрессию, на фоне которой развивается острая сердечная недостаточность.
Художник скончался в больнице в январе 1989-го года. Великий провокатор завещал похоронить себя в музее, вмонтировав свой прах в пол главной комнаты, чтобы по его могиле могли ходить посетители музея. Последнее желание гения XX-го столетия было удовлетворено.
Всё своё огромное творческое и финансовое наследие Сальвадор Дали завещал Испании. Детей у него не было.
Автор: Людмила Нестерова.