Иаков и Исав - Эйтевал Иоахим

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иаков и Исав
Иаков и Исав
Автор: Эйтевал Иоахим
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: Иаков и Исав
Жанр: Художественное
Год создания: 1620-1628 гг.
Эпоха/течение: Маньеризм

Описание произведения

 

    У избранного Богом родоначальника особого народа Авраама был единственный сын Исаак, у которого родились два близнеца Исав и Иаков. По праву первородства Божие благословение должно было перейти старшему сыну, Исаву. Но Господь, который смотрит на сердце человека, отверг его и благословил искреннее желание младшего. Получению родительского благословения в книге Бытия предшествует рассказ о том, как Исав пренебрег им, продав Иакову за порцию чечевичной похлебки.  "И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство" (Быт. 25:29-34).
       Этот сюжет, содержащий в себе проблему нравственного выбора, часто изображается на религиозных полотнах начиная с эпохи Возрождения. Картина Иоахима Эйтевала представляет распространенную композицию - за столом сидят два брата. Они молоды и очень похожи друг на друга. Их отличает выражение лица, у Иакова оно кроткое и одухотворенное, а у Исава более самолюбивое и решительное. Оба брата держатся за небольшую тарелку с кушаньем. У Исава в правой руке ложка, которую он подносит ко рту.
     Остальные предметы, изображенные художником на картине, носят символический характер. Как у охотника, за спиной Исава находится его трофей - убитый заяц. Вместе с тем, это животное по ветхозаветному закону нечистое и в живописи символизирует необузданную плотскую похоть. Иаков показан сидящим на стуле, за спинкой которого видна дверная ручка в виде головы льва, царя зверей, что говорит о том, что в его потомстве родится Царь Мира, Мессия. Свора охотничьих псов показывает, что Исав только вернулся с охоты, и иносказательно означает верность и преданность, необходимую для служения Богу. У ног Иакова лежит кошка, которой в живописной традиции подчеркивали хитрость персонажа.

 

История создания

 

      Картина "Иаков и Исав" написана Иоахимом Эйтевалом в период 1620-1628 годов и относится к позднему периоду творчеств художника. Несмотря на яркие краски, характерные для маньеризма, в произведении наблюдается перевес в сторону натуралистического стиля, к которому Эйтевал стал тяготеть после 1616 года. 

 

Отношение автора к вере

 

      Иоахим Эйтевал принадлежал к нидерландской реформатской церкви, одной из кальвинистских деноминаций (в 2004 году прекратила своё существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент объединения включала в себя 2 млн. верующих).
      Во время своей учебной поездки, Иоахим жил во Франции в доме католического епископа Сен-Мало Шарля де Бурнёфа де Кусе. Дружба с епископом делает возможным предположение, что некоторые работы Эйтевал мог писать для тайных католических церквей Утрехта. Однако, этому нет никаких документальных свидетельств. Большинство религиозных работ художника  предназначались для домов богатых голландцев, как и другие его работы.
      Одна из лучших работ живописца "Воскрешение Лазаря" (повторенная им неоднократно) дана в протестантской интерпретации и демонстрирует основные принципы протестантского богословия: "только благодатью" и "только верой".
    В биографии художника сказано, что как член голландской реформатской церкви он участвовал в борьбе с демонстрантами и был одним из создателей в Утрехте Гильдии святого Луки в 1611 году.

 

Биография

 

     Иоахим Эйтевал родился в 1566 году в Утрехте в семье стеклодува. Свою художественную карьеру Иоахим начал в возрасте пятнадцати лет под руководством отца Антониса Эйтевала. Затем он перешел в мастерскую художника Йоса де Бэра. В 1586-1592 годах Иоахим совершил путешествие во Францию и в Италию (Падую), где изучал работы великих мастеров эпохи Возрождения.
        Вернувшись в родной Утрехт, художник не покидал его до самой смерти. Он открыл свою мастерскую и вступил в Гильдию садоводов (в Утрехте до 1611 года в нее входили живописцы). В своей мастерской Иоахим создавал картины, рисунки, гравюры и витражи. Позднее Эйтевал стал одним из основателей новой Утрехтской гильдии святого Луки. Его супругой стала Кристина ван Хален. В 1596 году на свет появился сын Питер, ставший как и отец художником. Другой сын, Ян (1598–1652), возможно, также был живописцем, поскольку, он зарегистрировался в гильдии св. Луки в 1639 году, через год после смерти своего отца. В семье были еще дети, некоторые умерли в младенчестве. Кроме живописи, Эйтевал занимался торговлей льном и был преуспевающим бизнесменом. Торговля занимал большую часть его времени. Иоахим фон Зандрарт , посетивший Утрехт в 1626 году, сетовал, что Питер и его отец пренебрегли живописью ради льняного бизнеса. Как успешный и уважаемый человек, Эйтевал стал членом городского совета в 1610 году.
       Эйтевал принадлежал к поколению маньеристов, его стиль в протяжении жизни оставался в основном неизменным. Работы Эйтевала отличаются от произведений его харлемских единомышленников прежде всего более ярким и пестрым колоритом. Для его картин с изящными фигурами в преднамеренно искаженных позах характерны зеленовато-серебристые и голубовато-синие цвета. Можно отметить, что его цвета сместились с ярких в ранних работах на более спокойные оттенки (примерно после 1615 года). В более поздних работах можно обнаружить некоторое влияние стиля Караваджо. Отдельные искусствоведы находят в картинах Эйтевала существенное влияние Хендрика Гольциуса и подражание стилю Микеланджело. Самая большая картина "Воскрешение Лазаря" (158 x 208 см) показывает отступление художником от типичных для маньеризма пропорций, поз и ярких цветов в пользу натуралистического стиля. Голландское искусство того времени признавало два изобразительных стиля: реалистичный и идеальный. Характерной чертой работ Эйтевала было объединение обоих в одной картине.
         Около трети картин Эйтевала составляют мифологические сюжеты, что является необычайно большой долей даже в рамках северного маньеризма. Его трактовки не лишены реалистических элементов: тщательно прорисованные предметы роскоши принадлежат его времени, а лица  персонажей часто не идеализированы и выглядят очень голландскими. Эротизм мифологических произведений был смелым для того времени, и некоторые из небольших картин, вероятно, не выставлялись публично. Отдельные мифологические картины написаны мастером в шутливой манере. Расцвет утрехтской живописи XVI века напрямую связывают с именем Иоахима Эйтевала, стиль которого отмечен итальянским влиянием, одновременно романтико-героическим и реалистическим.
        Лучшие портреты Иоахима Эйтевала, включая и его знаменитый “Автопортрет”, находятся в городском музее Утрехта. Наиболее известные из его картин: "Христос благословляет детей", "Лот и его дочери" (Эрмитаж), "Поклонение пастырей" и "Диана и Актеон" (Венский музей), “Парнас“ (Дрезденская галерея), "Брак Пелея и Фетиды" (Мюнхенская пинакотека), "Пир богов“ (Брауншвейгская галерея), "Суд Париса" (Стокгольмский музей), "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне“ (Копенгагенский музей), "Марс, Венера и Вулкан" (Гаагская галерея) и "Встреча Давида с Авигеей" (Амстердамский музей). Его самая известная и почти самая большая работа - это "Персей и Андромеда" в натуральную величину находится в Лувре.
         Известность художника  дала повод к заказу картины Императором Рудольфом II, созданный для него "Золотой век" ныне принадлежит музею Метрополитен (Нью-Йорк). Художник почти не работал в мастерской в последнее десятилетие своей жизни, что биографы связывают с болезнью и смертью его жены. Написание картин небольшого размера с высокой степенью детализации, было экономически невыгодно, но художник создавал  их по личным мотивам. Известно, что в 1669 году его внучка все еще владела 30 картинами живописца.
      Иоахим Эйтевал скончался в Утрехте 1 августа 1638 года.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий