Христос и грешница - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос и грешница
Христос и грешница
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Лондонская национальная галерея, Лондон
Произведение: Христос и грешница
Жанр: Художественное
Год создания: 1644 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


«Христос и грешница» – сильная и эмоционально сложная работа Рембрандта ван Рейна. Написана она была на основе истории из Евангелия от Иоанна. Художник изобразил встречу Иисуса и женщины, уличенной фарисеями в прелюбодеянии. Зная о невероятной милости Господа ко всем неправедникам, книжники и законники пытались обвинить Его в нарушении закона Моисея. Согласно закону, пойманной во грехе женщине грозила смерть от побивания камнями. Но Христос освободил её от наказания, сказав одну единственную фразу: «Тот, кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень» (Ин.8:7).

Рембрандт намеренно делает фигуру Спасителя выше всех остальных, подчёркивая Его значимость и духовно-нравственное превосходство. Приведенная к Нему грешница изображена в белой одежде, что символизирует чистоту, которую каждый может иметь во Христе, получив Его прощение. Собравшиеся учёные мужи оживлённо беседуют между собой, часть из них с нетерпением взирает на Иисуса, ожидая Его приговор. 

Сам Господь с состраданием и даже ласково обращается к женщине, говоря ей: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11). Милость, явленная Богом, перекрывает весь закон, установленный ранее. Иисус принес в мир любовь и свет, Он вознесся над грехом, оставив пример людям, как принимать и прощать ближних.


История создания


Картины с сюжетом о блуднице, приведенной ко Христу фарисеями, начинают появляться в европейском искусстве с эпохи Возрождения. Они пишут разные моменты этой новозаветной истории, в частности, когда Иисус, склонившись, что-то писал на земле. Рембрандт воссоздал первые минуты встречи, когда женщина стоит на коленях перед Учителем в окружении схвативших её фарисеев. 

Произведение было закончено мастером в 1644 году. Есть вероятность, что написано оно было для одного богатого заказчика. Иерусалимский храм, изображённый художником, очень напоминает дворец в стиле барокко благодаря своему пышному красно - золотому убранству. Работа в целом очень эффектна и производит впечатление декорации. Детальная проработка фигур по центру является тем приемом, от которого Рембрандт постепенно начал отходить в 40-е годы XVII века. Картина была приобретена Лондонской национальной галереей в 1824 году и до настоящего времени считается одной из наиболее ценных в ее коллекции.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий