Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На боковых стенах алтарной части Капеллы Волхвов Гоццоли изобразил сюжет, описанный в Евангелии от Луки, когда в Святую ночь близ Вифлеема появились ангелы, прославляющие рождение Младенца: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:13-14). Композиции двух фресок, написанных зеркально симметрично по отношению друг к другу, чтобы вместе составлять одно целое. От края до края росписи заполнены нарядными деталями на манер средневековых иллюминированных рукописей. Плоское пространство выстроено диагональными планами-слоями.
По всей земле и небесам мы видим ряды ангелов, чьи крылья и одеяния великолепно разукрашены. Они все изображены по-разному: летящими, идущими, коленопреклонёнными. Они плетут цветочные гирлянды, читают молитвы, скрестив на груди руки, поют славословия. На их плотно написанных золотистых нимбах-тарелочках художник поместил начальные слова гимна Gloria.
Яркий, рафинированный, несколько архаичный стиль интернациональной готики изобилует миниатюрными приёмами. Гоццоли отказывается от оптических достижений перспективы, заполняя всю поверхность фрески обилием изысканных, сверкающих золотом деталей. Он не стремился к обновлению живописного языка, предпочтя ему «изящную повествовательность, украшенную множеством прелестных декоративных мотивов».
История создания
В 1459 г. представитель знаменитой семьи Медичи пригласил во Флоренцию Беноццо Гоццоли, чтобы тот расписал фресками домашнюю капеллу в палаццо Медичи-Риккарди на Виа Ларга. До перестроек XVII в. это была квадратная часовня без окон, с квадратной же маленькой апсидой. Её прекрасная архитектурная отделка, выполненная Микелоццо, включала в себя стройные коринфские пилястры из серого песчаника, обрамляющие алтарь, резной деревянный потолок с росписью и позолотой и мозаичный пол из античного мрамора. Всё это красочное великолепие отлично согласовывалось со фресками Гоццоли, задуманными не как цикл, а как единая живописная декорация, развёртывающаяся по стенам капеллы. Она заполнила собой всё пространство, начинаясь от карниза потолка и заканчиваясь на уровне спинок деревянных скамей.
Семья Медичи была патроном так называемого Братства волхвов, располагавшегося в монастыре Сан Марко, которое к празднику Богоявления организовывало грандиозное шествие, иллюстрирующее библейский эпизод поклонения волхвов. По дороге шествие проходило как раз под окнами дворца Медичи, и фрески Гоццоли явились визуальным воплощением этого действа. Помимо основного кортежа волхвов на стенах капеллы были написаны два фрагмента с поклоняющимися ангелами на боковых стенках абсиды и два буколических пейзажа с пастухами, заполнившими собой узкие простенки над входами в жертвенник и дьяконник.
Мастер выполнил работу всего за несколько месяцев, имея всего одного помощника. Из его переписки известно, что он постоянно согласовывал программу с заказчиком. Гоццоли смог удовлетворить желание Медичи, представив священный сюжет в духе пышной светской церемонии, где многие персонажи имеют лица членов этой богатой фамилии и их приближённых. При архаизации своего стиля художнику не только удалось посоперничать с «Поклонением волхвов» Дж. да Фабриано, написанным тридцатью годами ранее по заказу семейства Строцци (злейшего врага Медичи) , но и превзойти его.
Отношение автора к вере
Жизнь Беноццо Гоццоли была полна постоянного труда, не оставляющего времени для отдыха и развлечений. Дж. Вазари в своих «Жизнеописаниях» говорит о ней как об активной художнической деятельности, приносящей моменты настоящего творческого удовлетворения: «Тот, кто шествует по стезе доблести, как бы ни была она камениста и терниста, окажется в конце подъёма на обширной равнине, достигнув всего желанного им счастья. И, взглянув вниз и увидев все трудности, с опасностью им преодолённые, он возблагодарит Бога, доведшего его туда невредимым».
Бытие художника протекало без каких-либо драматических событий. Это была карьера человека благонравного, истинного христианина, завершившаяся на склоне лет в окружении сплочённой мастерской, основу которой составила его семья. Творчество Гоццоли - многолетнее служение религиозному искусству в духе христианского благочестия, воспринятого им у Фра Анджелико, которому он следовал всю свою жизнь с глубокой личной убеждённостью. «С этой точки зрения сама его живопись может рассматриваться как непрерывное прославление божественного творения, каким оно отражается в красоте природы и деяниях человека».
Биография
Маленький Беноццо родился в 1421 г. в доме портного. Настоящее имя по отцу – ди Лезе ди Сандро, а Гоццоли является фамильным прозвищем. Семья будущего художника перебралась во Флоренцию в 1427 г., а в 1439 г. архивные документы уже говорят о том, что восемнадцатилетний юноша учится ремеслу живописца. Его наставником считается Фра Анджелико, с которым юный Беноццо также сотрудничал как подмастерье. В н.1440-х гг. они совместно расписали фресками монастырь Сан-Марко во Флоренции. К 1445 г. относится контракт со скульптором Л. Гиберти, по которому Гоццоли должен был полировать бронзовые рельефы «Райских дверей» флорентийского Баптистерия, но уже 1446 г. случился первый самостоятельный заказ молодого мастера: художник обратился к миниатюрной живописи, исполнив портреты римских пап в рукописи «Пророчеств» Иоахима Флорского.
В 1447 г. в качестве помощника Фра Анджелико Б. Гоццоли отправился в Рим, где он работал над украшением ватиканских капелл Сакраменто и Никколина, попутно выполнив и менее значительные церковные заказы. Стиль молодого мастера в это время представлял собой чарующий сплав интернациональной готики и античной классики. Дальнейшая живописная деятельность Гоццоли протекала в регионах Тосканы и Умбрии, где он расписывал фресками различные церкви и монастырские комплексы. В 1459 г. Беноццо вернулся во Флоренцию, получив престижный заказ на фрески для Капеллы волхвов в палаццо Медичи-Риккарди, которая стала с тех пор одной из главных достопримечательностей города.
Продолжая неустанно трудиться, в 1464 г. Гоццоли женился и обзавёлся семьёй, подрастающие сыновья со временем стали его постоянными помощниками. В 1469 г. уже знаменитый мастер получил приглашение в Пизу, чтобы закончить цикл фресок для кладбища в Кампосанто, который был начат ещё в XIV в. В течение 15 лет художник трудился над росписями, которые были высоко оценены современниками, а также стали источником творческого вдохновения для К. Росселли и Д. Гирландайо в их работе над фресками Сикстинской капеллы. Эта длительная и трудоёмкая деятельность, однако, не помешала Гоццоли постоянно принимать и другие заказы. Вынужденный покинуть Пизу в связи с изгнанием Медичи в 1495 г., престарелый мастер возвратился во Флоренцию. Уже на закате жизни художник испытал эмоциональное влияние Дж. Савонаролы и оказался способен к изменению своего живописного стиля, который стал более строгим и сдержанным. Гоццоли умер в 1497 г., предположительно от чумы, в Пистойе, где и был торжественно похоронен во дворе монастыря Сан-Доменико.
Автор текста: Инна Викторовна Морочковская.