Фараон возвращает Аврааму его жену Сарру - Гербранд ван ден Экхаут

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Фараон возвращает Аврааму его жену Сарру
Фараон возвращает Аврааму его жену Сарру
Автор: Гербранд ван ден Экхаут
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: Фараон возвращает Аврааму его жену Сарру
Жанр: Художественное
Год создания: 1669 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения

 

       Авраам и его жена Сарра были избраны Богом, чтобы стать родоначальниками нового народа, живущего чистой жизнью и верного своему Господу. В своей жизни им пришлось пережить много испытаний, которые проф. Д. И. Введенский называет "очистительными искушениями". Одним из таких испытаний стало временное переселение из обетованной земли в Египет по причине начавшегося голода. Зная нравы египтян, Авраам просил Сарру назваться сестрой, чтобы сохранить ему жизнь.
    "И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]" (Быт. 12:10-20).
       Толкователи этого места говорят, что Авраам ведет себя в этом случае, как простой человек, робкий и обеспокоенный. В то же время на первое место выдвигается его жена, показывающая своим согласием личное самопожертвование.
      На картине Гербранда ван ден Экхаута представлена композиция, в которой персонажи изображены в современной художнику одежде и обстановке. Этот прием часто встречается в живописи Ренессанса и преследует цель эмоционально приблизить сюжет к зрителю. В центре, на возвышении показан фараон в тюрбане и царской мантии. В правой руке правитель держит скипетр, символ своей власти. Снисходительно и даже с некоторым умилением смотрит он на радость Авраама, которому возвращают любимую супругу.
      Патриарх изображен на первом плане в центре картины. Красный цвет одежды символически означает его пламенную веру. Рядом с Авраамом лежит его посох, который говорит о его пастушеском ремесле и статусе родоначальника. Художник показал Авраама стоящим на коленях и протянувшим руки навстречу жене. Сарра представлена живописцем молодой и красивой женщиной с одухотворенным выражением лица. Она так же делает шаг навстречу мужу и также протягивает руки. Зеркальные жесты главных персонажей говорят о силе их чувств и единении душ.
       Вокруг показаны царедворцы всех возрастов и рангов и воины в латах.

 

История создания

 

       Картина "Фараон возвращает Аврааму его жену Сарру" написана Гербрандом ван ден Экхаутом в 1669 году. Экхаут был учеником Рембрандта, и на его полотнах отчетливо виден стиль его учителя, особенно в изображении библейских сюжетов, подобных этому. 

 

Отношение автора к вере

 

      Дед Гербранда, Питер Лодевейкс, который умер за два года до его рождения, был торговцем-меннонитом. Меннониты придерживаются следующих взглядов: в вероучении признается неоспоримый авторитет Святого Писания; таинство Крещения допускается только осознанно у взрослых верующих; отрицается прохождение воинской службы, а также насилия в любой форме. В XVII веке нидерландские меннониты в своей жизни и вероучении стали  испытывать заметное влияние реформаторской церкви.
      Питер Лодевейкс бежал от религиозного преследования из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме в 1588 году. Сохранившиеся документы говорят, что спустя пять лет он крестил в протестантской церкви двух своих сыновей - Лодевика и Яна Питера, отца Гербранда. Сам Гербранд ван ден Экхаут был крещен в Амстердаме 22 августа 1621 года.
       Обучение живописи Ван ден Экхаут проходил в мастерской Рембрандта, который, как известно, придерживался католических убеждений и остался верен своим взглядам до кончины. Возможно, дружба ученика и учителя, связывавшая их в течении жизни, основывалась на глубоком понимании веры, как пути смирения и служения ближним. Известно, что спрос на религиозные произведения в тогдашней Голландии, в основном протестантской стране, был невелик. Обращение к библейской тематике объясняется индивидуальными предпочтениями художника, как и его наставника Рембрандта. Полотна Гербранда ван ден Экхаута – это  воплощение вечных идей добра, любви, верности, чести.

 

Биография

 

       Гербранд ван ден Экхаут родился в Амстердаме 19 августа 1621 года в семье ювелира. Дед его был меннонитом, который бежал после 1585 года из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме. Своих сыновей он крестил в протестантской церкви. Мать Гербранда, Гритье Клаас Лейдекерс, умерла, когда ему было десять лет. Отец вторично женился на Корнелии Дедель, дочери компании основателя Делфтской палаты голландской Ост-Индской компании .
      Сохранилось мало документов, отражающих жизнь и творческую карьеру художника. Нидерландский историк искусства Арнольд Хоубракен (1660-1719) писал, что Ван ден Экхаут был излюбленным учеником и постоянным другом Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Предположительно, Гербранд учился в его мастерской во второй половине 1630-х годов. Вместе с ним учились Фердинанд Бол , Николас Маес и Говерт Флинк. Гербранд считался ниже их по мастерству и опыту, однако, он с успехом принял манеру Рембрандта, так, что его картины впоследствии были перепутаны с картинами его наставника.
    Первые, дошедшие до наших дней картины художника, датированы 1640-м годом. Ван ден Экхаут занимался историческими картинами, пейзажами, портретами и жанровыми сценами. Наиболее известные из них: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека),  «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж) и др. Он также состоялся как графический художник, в его арсенале большое количество офортов, рисунков, гравюр и книжных иллюстраций. В зависимости от сюжета Гербранд часто менял стиль живописи. Широкий мазок и мощные светотеневые эффекты его картин отражают влияние Рембрандта, а также  его наставника Питера Ластмана (1583-1633). Считается, что живописец очень близко подходил к Рембрандту в своих композициях и в колорите, но уступал ему в  тонкости художественного чувства. Индивидуальная манера письма Ван ден Экхаута проявляется в изысканности и элегантности портретов и жанровых сцен, что приближает его искусство к фламандской живописной традиции. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
      Разносторонне одаренный, Гербранд занимался поэзией и имел успех на этом поприще. Известно, что в 1659, 1669 и 1672 годах художник служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме. Экхаут никогда не состоял в браке, в конце жизни он проживал со своей невесткой, вдовой брата Яна.
      В сентябре 1674 года он серьезно заболел и составил завещание. Смерть наступила спустя несколько дней, 22 сентября 1674 года. Гербранд ван ден Экхаут похоронен в Амстердаме в семейном склепе.

Автор текста: Северинова Ольга.

  

 

Оставить комментарий