Давид с головой Голиафа у Саула - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Давид с головой Голиафа у Саула
Давид с головой Голиафа у Саула
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Художественный музей, Базель
Произведение: Давид с головой Голиафа у Саула
Жанр: Художественное
Год создания: 1627 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Действие картины великого голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Давид с головой Голиафа у Саула» сосредоточено вокруг двух главных персонажей – царя и юного пастуха. По милости Господа Давид смог одолеть великана из филистимского народа и в качестве доказательства своей победы принёс его голову Саулу. Художник использует явное противопоставление двух царей на полотне: действующего правителя и того, кто вскоре займёт царский трон. Саул показан в богатых одеяниях, расшитых золотыми нитями, с роскошным головным убором. Он держится отстраненно и даже надменно, подчёркивая своё положение. Давид, напротив, одет скромно. С пастушьей сумкой наперевес, босоногий, он стоит на коленях перед Саулом, протягивая ему голову поверженного врага.

Реалистичность происходящему добавляет фигура старика, склонившегося к Давиду, и лающая собака. Остальные люди, сопровождавшие царя, наблюдают за сценой молча и с удивлением. В отличие от многих произведений Рембрандта это полотно лишено общего тёмного фона. Дорога между холмами залита ярким светом, а тёплые оттенки красного и охры прекрасно сочетаются с более холодной гаммой синих и зеленоватых тонов. Великолепная работа мастера является живым и красочным воплощением ветхозаветного сюжета.


История создания


Произведение «Давид с головой Голиафа у Саула» относится к раннему периоду творчества Рембрандта, который называют лейденским, так как в то время он еще находился в своём родном городе и не переехал окончательного в Амстердам. Оно во многом было написано под влиянием учителя Питера Ластмана. Здесь прослеживается и схожая с ним манера исполнения, и колористические решения. По одной из версий, это полотно являлось эскизом для более масштабной работы, однако было выполнено настолько тщательно, что его стали воспринимать как самостоятельную картину.

Давид – один из библейских персонажей, который часто встречается у Рембрандта в тех или иных интерпретациях сцен из Ветхого Завета. Можно предположить, что этот герой вызвал особый интерес у живописца, а потому он стремился изобразить его не только в позитивном ключе, но и в более сложных сюжетах (как, например, в работе «Давид и Урия»). Непростой путь Давида, возможно, вызывал эмоциональный отклик у мастера, поскольку и его личная жизнь не была стабильной и легкой. И здесь он черпал вдохновение, выражая в искусстве собственные душевные переживания.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий