Давид с головой Голиафа - Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Давид - второй царь Израиля. Он был избран Богом за чистоту души и крепость веры, вместо самовольного Саула. Впервые вера Давида проявилась при битве израильтян и филистимлян. Ежедневно богатырь Голиаф вызывал на поединок желающих, обещая, что исход поединка решит и исход войны двух народов. При этом филистимлянин насмехался над противником и поносил Бога Израилева. Давид по причине юного возраста не участвовавший в походе, пришел в это время проведать братьев. Возмутившись духом, он спросил разрешения у царя выступить против обидчика и победил его, отрубив голову богатыря его же мечом. Победа над Голиафом стала первым подвигом Давида и принесла ему всенародную славу и любовь.
"Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства" (1 Цар. 18:6-8).
Этот библейский сюжет часто встречается в религиозной живописи, как пример помощи Божией праведнику. Якопо Пальма Младший показал на своей картине момент, когда Давид возвращается с победой, встречаемый ликующим соплеменниками. Художник показал его светловолосым юношей в простой одежде. В правой руке он держит отрубленную голову Голиафа, величина которой говорит о силе богатыря. Собака, бегущая рядом с Давидом, напоминает о его пастушеской жизни. Одновременно, изображение собаки в живописи символизирует верность и преданность, в данном случае, верность Богу. За молодым героем идут вооруженные воины. Верхом на коне показан Саул, одетый в доспехи. Седобородый царь подозрительно смотрит на Давида, недовольный его популярностью.
В правой части картины изображены женщины, вышедшие навстречу войску из ворот города. В руках они держат музыкальные инструменты. Позы и жесты израильтянок передают их радость от чудесной победы. На втором плане произведения видны крепкие стены Иерусалима.
История создания
Картина "Давид с головой Голиафа" написана Якопо Пальма Младшим в период 1590-1595 годов. Композиция произведения позволяет считать, что оно было создано не для религиозного учреждения, а по частному заказу.
Отношение автора к вере
Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись: "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.
Биография
Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто, написав три сцены в большом зале совета.
Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
Автор текста: Северинова Ольга.