Давид играет царю Саулу - Рембрандт Харменс ван Рейн
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Библейский жанр является одним из наиболее популярных в творчестве голландского художника Золотого века Рембрандта Харменса ван Рейна. Прекрасным примером этого может служить картина под названием «Давид играет царю Саулу». Согласно ветхозаветной истории юный Давид находился при дворе царя в качестве оруженосца и музыканта, именно искусная игра на инструментах выделяла его среди прочих подчиненных.
Саул был одержим злым духом, и только музыка Давида спасала его от тягостного состояния. Художник представил царя, сидящего на троне с копьём в руке. Из Писания известно, что Саул нередко в состоянии безумия мог бросить копье в Давида. Отягощенный подобными приступами, он просил юношу играть перед ним на арфе. Фигура царя выделена Рембрандтом как смысловой центр полотна. Взгляд Саула напряжён и лишён ясности. Он вслушивается в ноты, льющиеся рекой из-под струн, которые перебирает Давид.
Сам музыкант едва заметен на картине: он находится в полумраке, опустившись на колени перед правителем. Темный фон усиливает гнетущее чувство беспокойства, которое передаётся от Саула зрителю. И только волшебная, божественная музыка Давида возвращает царя в здравое состояние.
История создания
Произведение было создано еще молодым художником на заре его творческого пути. Однако уже здесь видна рука профессионала, который талантлив и одарен от природы. Библия являлась постоянным источником духовного вдохновения для Рембрандта. Как минимум дважды мастер обращался к сюжету об игре Давида перед Саулом. Поздняя версия картины написана им в 1655 – 1660 годах, и она стала более тёмной и даже мрачной, что связано с непростой личной жизнью самого Рембрандта.
Основная мысль, переданная мастером посредством его работы, – великая сила искусства, влияние музыки, к примеру, на эмоциональное состояние человека и даже на его изменение. Замечательное произведение живописца в настоящее время хранится в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне.
Отношение автора к вере
Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.
Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.
Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.
Биография
Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.
Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.
30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.
В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.