Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Давид и Урия» – произведение Рембрандта ван Рейна, до сих пор вызывает дискуссии среди искусствоведов относительно сюжета и, следовательно, названия полотна. По одной из версий, художник изобразил здесь сцену во дворце Давида. Вернувшись после очередного сражения, муж Вирсавии Урия был вызван к царю, который надеялся, что после пира тот отправится к своей жене и тем самым невольно скроет содеянный Давидом грех. Однако Урия Хеттеянин нарушил планы царя, чем подписал себе смертный приговор. По распоряжению Давида он был отправлен вновь на войну, где погиб во время жестокой битвы.
Рембрандт запечатлел финальный эпизод встречи Давида с Урией: последний выходит из дворца, опечаленный и с потухшим взором. Он, вероятно, догадывается, что больше не вернётся к любимой жене. Прижимая правую руку к груди, Урий, как считают исследователи, несёт письмо, в котором содержатся указания царя относительно его судьбы. Кроваво-красным пятном выделяется одежда воина на фоне общей тёмной гаммы. Весь его образ выражает смирение, покорность и благородное принятие своей участи. Давид, стоя позади, отводит взор и не смотрит вслед уходящему Урие. Он осознает свои неправедные действия, но не желает что-либо исправить.
Вся композиция сосредоточена на центральной фигуре Урии Хеттеянина. Он будто бы движется прямо на зрителя, что придаёт сцене реалистичность и динамику. Старец слева, по мнению некоторых экспертов, – это слуга Давида, составивший письмо для Иоава. Он с сочувствием провожает ни в чём неповинного Урию на верную смерть. Работа Рембрандта ван Рейна прекрасно передаёт разыгравшуюся во дворце драму и вызывает чувство сострадания к человеку, невольно попавшему в треугольник греховной связи Давида с Вирсавией.
История создания
Картина «Давид и Урия» великого голландского художника относится к позднему периоду его творчества. В это время полотна Рембрандта становятся более тёмными и мрачными. Изображаемые им библейские эпизоды всё чаще связаны с неоднозначными, порой трагичными моментами ветхозаветной истории. Принято считать, что прежде всего личная семейная трагедия (смерть любимой жены) оказала столь значительное влияние на его художественную деятельность. Душевные терзания мастера находили своё воплощение в различных сценах, представленных на картинах.
«Давид и Урия» является одним из таких примеров. Можно буквально почувствовать, насколько автор сопереживает Урие Хеттеянину и как легко демонстрирует злой умысел Давида по выражению его лица. С этим произведением, как и с некоторыми другими, до сих пор возникают сложности в точном определении персонажей. Другое его название – «Аман узнаёт свою судьбу». И здесь идёт отсылка уже к совершенно иному сюжету в Ветхом Завете, который взят из книги Эсфирь. Окончательно не установлена истинность той или иной версии, поэтому полотно остаётся предметом тщательного изучения искусствоведов.
Отношение автора к вере
Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.
Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.
Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.
Биография
Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.
Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.
30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.
В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.