Давид - Росселино Бернардо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Давид
Давид
Автор: Росселино Бернардо
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Произведение: Давид
Жанр: Статуя
Год создания: 1461 г.
Эпоха: Возрождение, библейский сюжет

Описание произведения

Мраморную статую Давида итальянский скульптор и архитектор эпохи Ренессанса, Бернардо Росселино, создал во второй половине XV века. Произведение некоторое время находилось во флорентийском музее Каса Мартелли, сейчас оно экспонируется в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Скульптура представляет молодого Давида, времён битвы царя Саула с филистимлянами. Согласно Библии, Давид был простым пастухом, который принёс своим братьям-воинам еду, но, услышав богохульства филистимлянина Голиафа, захотел сразиться с ним. В руках юноши был только посох и праща, в пастушьей сумке – пять камней, подобранных в ручьях. «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и отдам труп твой и трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог во Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь» (1 Цар.17: 45-47). И первым же камнем, пущенным Давидом из пращи, Голиаф был сражён. 

Давид представлен стоящим во весь рост, в свободной позе. Он подбоченился и поставил правую ступню на шею поверженного Голиафа, голову которого собственноручно отсёк мечом. На Давиде – короткий хитон и сандалии. В Библии сказано, что от доспехов, предложенных ему царём Саулом, юноша отказался. В левой руке зажата праща – камень, пущенный из неё, поразил гиганта в висок. Выражение лица Давида воинственное и немного удивленное.

Пластика Бернардо Росселино, как и других знаменитых флорентийских мастеров, ювелирна и полна античной красоты. Тонкая проработка всех скульптурных деталей образов сообщает им динамику, наполняет объёмностью и наделяет человеческими эмоциями. Используя световые и пластические эффекты, Росселино мастерски оживляет камень, тонко передавая в своих композициях и Высший промысел, и его земное воплощение. 

История создания

Мраморную статую молодого Давида Росселино создал в свой последний творческий период, за три года до смерти. В это время он преимущественно трудился как архитектор – создавал новый ансамбль городских зданий на родине Папы Пия II, в деревушке Корсиньямо, которая, благодаря его усилиям, превратилась в «идеальный город» Пьенцу.

Статуя Давида некоторое время принадлежала именитому флорентийскому семейству Мартелли и находилась в их дворце, который позже был превращён в дом-музей Каса Мартелли. Позже произведение украсило коллекцию Национальной галереи искусств в Вашингтоне, США.



                                                                                      

Отношение автора к вере

Бернардо Росселино был ревностным католиком. Рано осиротев, он был вынужден стать воспитателем для своих четырёх младших братьев, не только обеспечивая их всем необходимым, но и обучая искусству скульптуры. Мастер неоднократно выполнял заказы Папского престола, несколько лет он служил главным архитектором Дуомо Флоренции. 

Об отношении художника к религии и о его вере можно судить по созданным произведениям. За свою недолгую, но весьма плодотворную творческую жизнь, Росселино выполнил множество заказов иерархов католической церкви. Самой значительной скульптурной работой мастера стало надгробие Леонардо Бруни, канцлера Флорентийской республики. Композиции, созданные мастером на библейские темы, эмоционально насыщены и ювелирно исполнены. Очевидно, что они выражают его истинные чувства.

По заказу Папы Пия II, Росселино создал архитектурный ансамбль города Пьенцы (1459–1462), преобразовав средневековое поселение Корсиньямо, родину Папы, в «идеальный город». 

Биография

Бернардо Росселлино (Бернардо ди Маттео Гамбарелли), знаменитый итальянский скульптор и архитектор эпохи Ренессанса, родился в 1409 году в семье фермеров и владельцев каменных карьеров в поселке Сеттиньяно, недалеко от Флоренции. Начальное обучение резьбе из камня прошёл у своего дяди Якопо ди Доменико ди Лука дель Борра Гамбарелли. 

Бернардо в свои молодые годы переехал во Флоренцию и стал учеником в мастерской скульптора Нанни ди Бартоло. Во время учёбы он подражал стилю знаменитых флорентийцев Мазаччо, Донателло, Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. 

С 1433 года Росселино жил и работал в Ареццо, где трудился над фасадом церкви Санта-Мария-делла-Мизерикордия. 

В 1439 году мастер приобрёл дом неподалёку от церкви Санта-Кроче во Флоренции, где он работал на строительстве собора и Воспитательного дома. В 1446 году Росселино знакомится со знаменитым флорентийским архитектором Альберти и начинает делать первые шаги на этом поприще. По рекомендации Альберти его в 1451 году вызвали в Рим для реконструкции собора Святого Петра и замка Святого Ангела.

Когда Папский престол занял Пий II, Бернардо Росселлино получил заказ на перестройку села Корсиньяно, откуда Папа был родом. Мастером были созданы: дворец семьи Пикколомини, главный собор города -палаццо Коммунале и резиденция местного епископа. Комплекс этих зданий Пьенцы получил название «идеального города» и позднее был объявлен памятником Всемирного наследия человечества.

Умер мастер в возрасте 55 лет, в 1464 году во Флоренции.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий