Царь Соломон - Альгарди Алессандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Царь Соломон
Царь Соломон
Автор: Альгарди Алессандро
Местонахождение: Кафедральный собор, Сполето, Италия
Произведение: Царь Соломон
Жанр: Статуя
Год создания: 1640 – 1654 гг.
Эпоха: Барокко, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Мраморная скульптура «Царь Соломон» была создана Алессандро Альгарди для украшения интерьера капеллы Дуомо Сполето в 1640-х – начале 1650-х годов. 

Соломон был сыном Давида, первого царя Израиля. Он был не только достоин своего отца, но и во многом превзошел его. Царь Соломон был Пророком, магом, мудрецом, поэтом. Он понимал язык животных, мог повелевать природными стихиями, мановением руки раскалывал и перемещал каменные глыбы – так был построен знаменитый храм его имени в Иерусалиме. В Библии говорится, что «царь Соломон превосходил всех царей земли» (3 Цар.10:23). 

Соломон изображён стоящим во весь рост, вполоборота, с опорой на правую ногу. Его левая стопа находится на небольшом возвышении. В поднятой правой руке зажат свиток, символ Пророка, в левой руке он держит раскрытую книгу – символ мудрости. На Соломоне одежды царского достоинства, голову венчает корона. Его юный безбородый лик, в обрамлении вьющихся локонов, исполнен страсти и, одновременно, мудрости. Взгляд больших глаз прям и проницателен. 

Пластика Альгарди наполнена драматизмом, глубоким смыслом и внутренней экспрессией. Барочный стиль в его исполнении строг и, скорее, тяготеет к классике.

История создания

Мраморная статуя царя Соломона была создана Алессандро Альгарди во время расцвета его творчества и признания, в 1640-х – начале 1650-х годов. Скульптура украшает базилику Санта-Мария-Ассунта, Кафедральный собор Сполето, небольшого городка в Умбрии. Она находится в одной из ниш капеллы делла-Санкриссима-Икона (Святой Иконы). Альгарди в это время руководил большой скульптурной мастерской в Риме и воспитал целую плеяду известных итальянских скульпторов.

Дуомо Сполето является примером романской архитектуры второй половины XII века, портик и колокольня были достроены позже, в XV и XVI столетиях. 

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Алессандро Альгарди и чертах его характера нельзя назвать исчерпывающими. Однако об отношении мастера к вопросам религии всегда можно судить по его произведениям. Известно, что Альгарди исповедовал христианство и, наряду с частными работами, выполнял заказы Святого престола.

Скульптурные композиции мастера, изображающие Библейские сюжеты, наполнены эмоциями и внутренней динамикой. Альгарди наделяет Святых и человеческими чертами, живыми и естественными, и Божественной высотой Духа. Знаменитое мраморное панно Алессандро Альгарди, изображающее противостояние Папы Льва и Аттилы (1646 –1653), созданное им для базилики Святого Петра, отражает всё могущество христианского Духа и Веры.

Биография

Итальянский скульптор Алессандро Альгарди родился в Болонье 27 ноября 1598 года. Профессиональное обучение он начал в студии Агостино Карраччи, затем продолжил у Джулио Чезаре Конвенти. К этому периоду относятся две его самые ранние работы – статуи Святых, сделанные из мела, для Оратории Санта-Мария-делла-Вита в Болонье. К двадцати годам Алессандро приобрёл известность, и Фердинандо I, герцог Мантуи, начал заказывать у него работы. После недолгого пребывания в Венеции, мастер в 1625 году отправился в Рим по рекомендации герцога, где начал работать по заказам Папского престола. 

Почти десять лет Альгарди боролся за признание. Его ранние работы были, в основном, из терракоты, реже – из мрамора (портретные бюсты). В 1630-х годах он работал над надгробиями в капелле Меллини в Санта-Мария-дель-Пополо. Свой первый крупный заказ Альгарди осуществил в 1634 году, это был памятник Папе Льву XI. В 1635 – 1640 годах Альгарди работал над статуей Филиппа Нери для Санта-Мария-ин-Валичелла. Сразу после этого он создал скульптурную группу, изображающую обезглавливание Святого Павла. Эти работы создали ему репутацию, и они полностью отражают эстетику барокко с её драматизмом и эмоциональностью.

С 1644 года, после вступлением на престол Папы Иннокентия X, Альгарди по популярности обогнал самого Бернини. В 1650 году он встретил Диего Веласкеса, который поспособствовал ему получать заказы также и от испанского королевского двора.

В последние годы своей жизни Алессандро Альгарди управлял большой скульптурной мастерской и сколотил огромное состояние. Классическая манера Альгарди была продолжена его учениками – Эрколе Феррата, Доменико Гуиди и Антонио Рагги, которые после смерти мастера завершили его алтарь Видения Святого Николая в Сан-Никола-да-Толентино. Альгарди умер в Риме 10 июня 1654 года.

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий