«Царь Иван Васильевич Грозный» - Васнецов Виктор Михайлович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Царь Иван Васильевич Грозный»
«Царь Иван Васильевич Грозный»
Автор: Васнецов Виктор Михайлович
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: «Царь Иван Васильевич Грозный»
Жанр: Художественное
Год создания: 1897 г.
Эпоха/течение: Романтизм, символизм
Эпизод в Библии:

Описание произведения.


В одной из многочисленных своих палат, царь Иван Васильевич в царском наряде из позолоченной парчи с цветочными орнаментами, стоит на ступенях, покрытых ковровой дорожкой. Справа от ступеней проглядывается маленькое окошечко с видом на Московскую улочку, где видны очертания Москвы, церковный купол деревянной церкви и заснеженные крыши домов. Над окном Васнецов подчеркнул расписной закругленный проем, что классически соответствовало дизайну царских палат.

Царь грозно и надменно поглядывает на зрителя. Фигура Грозного занимает по вертикали почти все полотно, что при малой ширине картины усиливает впечатление величественности, доминирования над окружающим. Васнецов представил Ивана Грозного во весь рост - мы смотрим на него как бы, снизу - вверх, что придает личности персонажа особую значимость и величие. Золотой цвет шубы подчеркивает исключительность правителя. На крепких руках - узорчатые рукавицы. Красные бархатные сапоги унизаны жемчугом. В правой руке царя – чётки, а в левой - посох, как символ власти. Но самое главное в портрете – лицо. Художник сумел передать всю многогранность характера самодержца – мы видим одновременно умного и коварного, злого и властного, одинокого и величественного правителя. Перед нами натура страстная, жестокая и противоречивая.


История создания.


Мысль о написании подобного живописного произведения, в котором бы фигурировал сам царь Иван Грозный, часто приходила на ум Васнецову, начиная с 1878 года. Художник, некоторое время занятый заказами по живописному оформлению Владимирского собора в Киеве, часто скучал по Москве, возможно, желая создать картину на свободную историческую тему.

По приезду в Москву, художник, прогуливаясь по историческим местам Кремля, посещает царские палаты, мысленно воображая будущее полотно. Он восторгался памятниками старинного русского зодчества, в частности, храмом Василия Блаженного, созданного при Иване Грозном. Гуляя по Москве, он всюду видел образ правителя. Эти впечатления и легли в основу композиции картины, а древнерусская архитектура стала фоном его полотна. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, в итоге художник выбрал жанр портрета. В итоге картина Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» - это единственный исторический портрет, написанный художником.

Васнецов правдиво подметил основные черты характера царя. На портрете мы видим волевую личность, соответствующую как историческим документам, так и поэтическим преданиям о суровом царе. Колорит картины строгий, выдержанный. Историческая точность в передаче царского одеяния того времени, говорит о внимательном изучении Васнецовым историко-художественных материалов. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. 

Картина Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» завершена в 1897 году, то есть, от идеи до воплощения прошло почти 20 лет. Художник считал работу удавшейся и представил ее на юбилейной XXV выставке картин «Товарищества передвижников».


Отношение автора к вере.


Виктору Васнецову посчастливилось родиться и воспитываться в глубоко верующей православной семье. Отец художника был сельским священником, а сам живописец, помимо прекрасного художественного образования, получил образование духовное - закончил Вятскую духовную семинарию. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях.

Безусловно, художник благодарил Творца за талант и возможность творить во благо Отчизне. Наследие, оставленное Васнецовым, принадлежит к числу лучших достижений отечественной живописи конца XIX — начала ХХ веков. В его произведениях выразилась творческая энергия русского народа, преданность Родине, воплощенная в народном искусстве — в былинах, песнях, исторических сказаниях и сказках. Через все творчество художника проходит трепетное отношение к историческому прошлому России. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины, и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию. Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии он говорил: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства - образа, звука, слова - в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а, может быть, и будущим». 


Биография.


Виктор Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии, в семье сельского священника. Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868 – 1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но были и те, кто считал попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. 

Тем не менее, творчество В.М.Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И.Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году, вместе с В. Поленовым, построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885 - 1896 годах он принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Художник умер 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.


Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий