Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморная статуя «Царь Давид» была создана Алессандро Альгарди для украшения интерьера капеллы Дуомо Сполето в 1640-х – начале 1650-х годов.
Давид был основателем правящей династии Израиля, он остался в истории как смелый воин, мудрый правитель, праведник, поэт и музыкант. В юности он победил филистимлянского воина, гиганта Голиафа, хулившего Господа. Голиаф был сражён камнем из пращи Давида, филистимлянское войско бежало. При сорокалетнем правлении царя Давида, объединившего «двенадцать колен израилевых», государство достигло своего расцвета.
Давид изображён стоящим во весь рост в свободной позе, вполоборота влево. Его правая рука вскинута в указующем жесте, другая опирается о витой поручень. На нём одежды воина, голову венчает корона. Лик Давида с правильными чертами, в обрамлении вьющихся локонов волос и бороды, исполнен мудрости и величия. Взгляд его больших задумчивых глаз устремлён вдаль.
Пластика Альгарди наполнена драматизмом, глубоким смыслом и внутренней экспрессией. Барочный стиль в его исполнении строг и, скорее, тяготеет к классике.
История создания
Мраморная статуя царя Давида была создана Алессандро Альгарди во время расцвета его творчества и признания, в 1640-х – начале 1650-х годов. Скульптура украшает базилику Санта-Мария-Ассунта, Кафедральный собор Сполето, небольшого городка в Умбрии. Она находится в одной из ниш капеллы делла Санкриссима Икона (Святой Иконы). Альгарди в тот момент уже руководил большой скульптурной мастерской в Риме и воспитал целую плеяду известных итальянских скульпторов.
Дуомо Сполето является примером романской архитектуры второй половины XII века, портик и колокольня были достроены позже, в XV и XVI столетиях.
Отношение автора к вере
Сведения о личной жизни Алессандро Альгарди и чертах его характера нельзя назвать исчерпывающими. Однако об отношении мастера к вопросам религии всегда можно судить по его произведениям. Известно, что Альгарди исповедовал христианство и, наряду с частными работами, выполнял заказы Святого престола.
Скульптурные композиции мастера, изображающие Библейские сюжеты, наполнены эмоциями и внутренней динамикой. Альгарди наделяет Святых и человеческими чертами, живыми и естественными, и Божественной высотой Духа. Знаменитое мраморное панно Алессандро Альгарди, изображающее противостояние Папы Льва и Аттилы (1646 –1653), созданное им для базилики Святого Петра, отражает всё могущество христианского Духа и Веры.
Биография
Итальянский скульптор Алессандро Альгарди родился в Болонье 27 ноября 1598 года. Профессиональное обучение он начал в студии Агостино Карраччи, затем продолжил у Джулио Чезаре Конвенти. К этому периоду относятся две его самые ранние работы – статуи Святых, сделанные из мела, для Оратории Санта-Мария-делла-Вита в Болонье. К двадцати годам Алессандро приобрёл известность, и Фердинандо I, герцог Мантуи, начал заказывать у него работы. После недолгого пребывания в Венеции, мастер в 1625 году отправился в Рим по рекомендации герцога, где начал работать по заказам Папского престола.
Почти десять лет Альгарди боролся за признание. Его ранние работы были, в основном, из терракоты, реже – из мрамора (портретные бюсты). В 1630-х годах он работал над надгробиями в капелле Меллини в Санта-Мария-дель-Пополо. Свой первый крупный заказ Альгарди осуществил в 1634 году, это был памятник Папе Льву XI. В 1635 – 1640 годах Альгарди работал над статуей Филиппа Нери для Санта-Мария-ин-Валичелла. Сразу после этого он создал скульптурную группу, изображающую обезглавливание Святого Павла. Эти работы создали ему репутацию, и они полностью отражают эстетику барокко с её драматизмом и эмоциональностью.
С 1644 года, после вступлением на престол Папы Иннокентия X, Альгарди по популярности обогнал самого Бернини. В 1650 году он встретил Диего Веласкеса, который поспособствовал ему получать заказы также и от испанского королевского двора.
В последние годы своей жизни Алессандро Альгарди управлял большой скульптурной мастерской и сколотил огромное состояние. Классическая манера Альгарди была продолжена его учениками – Эрколе Феррата, Доменико Гуиди и Антонио Рагги, которые после смерти мастера завершили его алтарь Видения Святого Николая в Сан-Никола-да-Толентино. Альгарди умер в Риме 10 июня 1654 года.
Автор текста: Марина Румянцева.