Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморную статую израильского царя Давида средневековый итальянский скульптор Бенедетто Антелами создал в конце XII века для украшения Главного фасада Дуомо Фиденцы.
Царь Давид, основатель правящей династии Израиля, был отважным воином, грамотным управителем, признанным праведником, поэтом и музыкантом. Ещё в юности он победил филистимлянского воина, гиганта Голиафа, хулящего Господа, выпустив в того камень из пращи. При сорокалетнем правлении Давида, древнее государство со столицей в Иерусалиме, достигло своего расцвета. Именно он объединил «двенадцать колен израилевых».
Статуя Давида времён его правления Израилем, изображает благородного мужа, стоящего прямо, с небольшим поворотом головы вправо. На нём – одежды царского достоинства, голову венчает корона, в руках – развернутый свиток, символ мудрости и пророчества. Задумчивый лик царя, в обрамлении вьющихся локонов волос и длинной аккуратной бороды, исполнен достоинства и величия.
Пластика Бенедетто Антелами, впитавшая влияние скульптурного стиля Южной Франции, античного и византийского искусства, замечательно передаёт, через присущий романскому стилю эффектный рисунок жестов и поз, внутреннюю экспрессию его героев. Библейские сцены, созданные мастером, наполнены динамикой и чувствами, понятными каждому.
История создания
В нише Главного портала Собора Святого Домнина (Дуомо Фиденцы) размещена знаменитая статуя царя Давида, созданная Бенедетто Антелами в конце XII столетия. Здание собора, являющееся самым значимым в городе и памятником северо-итальянского (ломбардского) романского стиля, также было построено по архитектурному проекту мастера.
Антелами занимался и скульптурным оформлением Дуомо, которое, помимо множества рельефов на фасаде и в интерьере собора, включает и ряд скульптур. Кроме образа царя Давида в нём представлены статуи Мадонны с Младенцем, Пророков и Евангелистов.
Отношение автора к вере
Бенедетто Антелами был ревностным католиком, в остальном о его личной жизни известно крайне мало – тогда ещё биографии выдающихся мастеров при их жизни не писались. Об отношении художника к религии и о его вере можно судить по созданным произведениям. За свою долгую и, безусловно, весьма плодотворную жизнь, Антелами выполнил множество заказов иерархов католической церкви.
Скульптурные композиции, созданные мастером на Библейские темы, эмоционально насыщены и художественно правдивы и, очевидно, выражают его настоящие чувства. В своих работах Бенедетто Антелами, с помощью весьма выразительных средств искусства романской эпохи, сумел передать и простые человеческие эмоции, и Высшую одухотворённость.
Биография
Бенедетто Антелами – средневековый архитектор и скульптор, крупнейший мастер романского стиля и один из немногих, известных по имени, деятелей искусства того времени, родился в Ломбардии около 1150 года.
В конце XII века скульптура Северной Италии находилась под влиянием культуры Франции, в частности – Прованса, где Антелами изучал стиль и работы местных мастеров. Он познакомился с традициями французской скульптуры, с её тяготением к античным формам, а также богатством пластических приёмов, эффектным рисунком драпировок, экспрессией жестов и поз. Предположительно, он принимал участие в оформлении романской церкви Сен Трофим в прованском Арле.
Вернувшись на родину, в 1178 году Бенедетто Антелами создал для Дуомо Пармы рельеф «Снятие с креста» и оформил капители собора, в которых, кроме французской, очевидно влияние и античной скульптуры, а также традиций византийского искусства. Затем Антелами получает важный заказ на изготовление мраморного епископского трона для Пармского собора. В 1190 году, перед своей второй поездкой в Прованс, скульптор начинает работать над фасадом Кафедрального собора в Фиденце.
В 1196 году Бенедетто Антелами принял участие, уже как архитектор, в реконструкции Дуомо и строительстве Пармского баптистерия. Искусствоведы предполагают, что он выполнил и значительную часть скульптурного оформлении баптистерия, создав рельефы в люнетах трех порталов («Поклонение волхвов», «Страшный суд», «Бегство в Египет», «Введение во храм» и др.). Антелами приписывается так же и рельеф «Мученичество Святого Андрея» в базилике Сант Андреа в Верчелли.
Умер мастер в 1230 году в Парме, в возрасте 80-ти лет. Продолжателями его традиций в архитектуре и скульптуре считаются известные итальянские мастера Никколо Пизано (1225–1287) и Арнольфо ди Камбио (1250–1301).
Автор текста: Марина Румянцева.