Авессалом и Фамарь - Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авессалом и Фамарь
Авессалом и Фамарь
Автор: Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)
Местонахождение: Национальный фонд, Таттон-Парк, Натсфорд, Чешир, Англия
Произведение: Авессалом и Фамарь
Жанр: Художественное
Год создания: 1644 - 1666 гг.
Эпоха/течение: Барокко
Эпизод в Библии:

Описание произведения

     Вторая Книга Царств рассказывает трагичную историю детей Давида - Амнона и Фамари. Амнон был первенцем царя, рожденный Ахионамой Изреелитянкой. Фамарь и Авессалома родила Давиду Мааха. Девушка была очень красива, и Амнон влюбился в нее. В те времена такое родство не препятствовало заключению брачного союза. Но Амнон испытывал не возвышенные чувства, а плотскую страсть. По совету друга он притворился больным и, когда сестра пришла его навестить, изнасиловал ее. Совершив преступление, Амнон почувствовал острую ненависть к Фамари. Он вызвал слугу и приказал прогнать обесчещенную сестру, не слушая ее мольбы: "И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила. И сказал ей Авессалом, брат ее: не Амнон ли, брат твой, был с тобою? - но теперь молчи, сестра моя; он - брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего" (2 Цар. 13:19-20).
     Сюжет, когда Амнон прогоняет Фамарь, был довольно популярен во времена Ренессанса. Но Гверчино на своем полотне показывает не самый трагичный момент унижения обесчещенной Фамари, а ее встречу с единоутробным братом Авессаломом. Художнику удался образ девушки. Ее облик - милый, нежный и печальный - вызывает щемящее чувство сострадания. В руке Фамарь держит белый платок - символ невинности, который раньше покрывал ее голову. Синий цвет платья символизирует мудрость, показывая, что в тяжелой ситуации, царская дочь проявила разум и благородство.
       Напротив Фамари художник показал ее брата Авессалома. Соответственно библейскому повествованию, это красивый юноша с длинными каштановыми волосами. "Не было во всем Израиле мужчины, столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. Когда он стриг голову свою, – а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, – то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому" (2 Цар.14:25–26). Щегольской костюм говорит о тщеславии юноши, а преобладание красных цветов передает не только его статус царского сына, но и вспыльчивый характер. Левой рукой Авессалом прикасается к губам, прося сестру хранить молчание. Одновременно, этот жест выражает обдумывание плана мести. Не сразу заметен меч в правой руке юноши, такой ракурс напоминает, что он долго и тщательно готовился к убийству Амнона, скрывая свой замысел.
     Действие сюжета живописец поместил на балконе дворца, за которым видны дома Иерусалима. Примерно половину второго плана занимает ярко-синее небо, красота и покой которого уравновешивают трагическую и тревожную ноту произведения.

История создания

       Картина "Авессалом и Фамарь" написана Джованни Гверчино в период 1644 - 1666 годов. В позднем периоде творчества художник перешел к болонской школе и в его работах стало больше академизма, спокойствия и сдержанности. Для полотен этого времени характерна светлая и холодная палитра с "гладкими" и строгими образами.

 

Отношение автора к вере

       Джованни Франческо Барбьери родился на севере Италии, в небольшом городке неподалеку от Болоньи, важного политического и научного центра Европы. Точная дата его рождения неизвестна, но в церковных книгах сохранилась запись о крещении, состоявшемся 8 февраля 1591 года. Биографы упоминают, что семья Барбьери отличалась религиозностью. В традиции было регулярное посещение воскресных и праздничных служб, а также домашнее чтение Священного Писания. Воспитание, полученное в родительском доме, помогло Джованни Франческо правильно отнестись к жизненным испытаниям, смиренно принять крест физического несовершенства, из-за которого он получил прозвище Гверчино - "косоглазый". Талант, проявившийся в детском возрасте, мастер бережно и усердно взращивал, служа своим трудом Богу, Церкви и людям. Художественный стиль Гверчино отличал постоянный творческий поиск, стиль письма его менялся в различные периоды жизни. Большинство полотен, созданных мастером, написаны на религиозную и мифологическую тему. За свою жизнь художник создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин.
       Художник никогда не был женат и не имел детей, зато посвящал много сил и времени ученикам, в числе которых были и его племянники. К концу XVI - началу XVII века Болонья вошла в период кризиса - иностранная конкуренция, природные бедствия и эпидемия сократили количество жителей, привели к снижению экономики, упадку университетского образования. Но эти катаклизмы не коснулись сферы искусства. Именно в эти годы в области живописи Болонья особенно прославилась именами Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино и их процветающей школой.

 

Биография

     Джованни Франческо Барбьери родился в городке Ченто неподалеку от Болоньи в 1591 году. С самого детства из-за травмы он видел хуже других и носил прозвище Гверчино – «косоглазый».  Уже в шестилетнем возрасте мальчик показал незаурядные способности в рисовании. Став старше, Джованни поступил в мастерскую Бенедетто Дженнари, с семьей которого его всю жизнь будут связывать близкие отношения.
        Биографы Гверчино отмечают, что заслуги художника – в первую очередь результат его постоянного самообучения, наблюдения за техникой работы других мастеров. Большое влияние на развитие его таланта оказали работы Лодовико Карраччи.
       Первый настоящий успех пришел к Гверчино в 1612 году, когда его заметил настоятель церкви в Болонье Антонио Мирандола, ставший впоследствии близким другом художника. Гверчино выполнял заказы для домов в Ченто, а в 1621 году благодаря протекции о. Антонио Мирандола оказался в Риме, где по приглашению нового папы Григория XV стал работать над интерьерами соборов и вилл аристократов столицы. "Римский период" творчества Гверчино оказался очень насыщенным – он создавал алтарные картины, писал полотна для резиденций высших духовных лиц и самого папы, расписывал стены и потолки римских храмов. Спустя два года папа Григорий XV умер, и художник вернулся в родной Ченто.
        Выполняя заказы, Гверчино одновременно уделял время и обучению молодых мастеров, им создана коллекция рисунков, по которым изучалось анатомия человеческого тела. Когда в 1642 году в соседней Болонье умер Гвидо Рени, развивавший традиции Болонской Академии, Гверчино занял его место, возглавив местную академическую школу и уделяя особое внимание обучению молодых мастеров.
         Художественный стиль Гверчино отличал постоянный творческий поиск. В раннем периоде ему была свойственна энергия, яркость, смелое обращение со светом и тенью. Ранние картины Гверчино часто сравнивают с произведениями Караваджо. Во время работы в Риме его манера письма поменялась: Гверчино использовал смелую композицию, увлекался необычными ракурсами. С переходом к болонской школе его работы приобретают все больший академизм, краски становятся спокойнее, жесты персонажей – сдержаннее. Большое влияние на изменение стиля работы Гверчино в этот период оказало творчество Гвидо Рени. Под конец жизни мастера из его произведений уходит страсть, палитра красок становиться светлой и холодной, а образы "гладкими" и строгими.
      За свою жизнь художник создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин и около ста пятидесяти других произведений живописи, а также оставил после себя множество рисунков, написанных быстрыми каллиграфическими штрихами. Большая часть их представляла собой этюды и наброски к картинам, но были и те, что создавались "для собственного удовольствия" - как, например, карикатуры, которые Гверчино стал рисовать один из первых.
       Главной темой, пронизывающей творчество художника, были библейские сюжеты и античные мифы. Среди искусствоведов вершиной мастерства Гверчино признается "Аврора", украшающая потолок знаменитой виллы Людовизи. Современным исследователям изучение наследия художника облегчила книга учета, которую вели братья Барбьери – сам Гверчино и Паоло Антонио, который был младше на 12 лет и работал в жанре натюрморта.
    Художник умер 22 декабря 1666 года в Болонье.

 

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий