Апостол Павел - Мадерно Стефано

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Апостол Павел
Апостол Павел
Автор: Мадерно Стефано
Местонахождение: Палаццо-дель-Квиринале, Рим, Италия
Произведение: Апостол Павел
Жанр: Статуя
Год создания: Первая треть XVII века
Эпоха: Барокко, библейский сюжет

Описание произведения

Мраморные статуи Первоверховных Апостолов Петра и Павла итальянский мастер начала эпохи Барокко Стефано Мадерно создал для украшения фронтона портала римского Палаццо-дель-Квиринале в первой трети XVII века.  

Святой Павел, как и Святой Пётр, считается Первоверховным Апостолом, хотя он даже не входил в число «от семидесяти». Когда Павел (Савл), будучи воинствующим фарисеем, направлялся в Дамаск на очередную расправу над последователями Христа, он услышал Глас Божий и ослеп от сияющего Небесного света. После своего чудесного исцеления Савл уверовал, принял Крещение и начал проповедовать. «Послания» Павла являются значимыми богословскими текстами и дополняют Евангелие. Апостол Павел был схвачен в Иерусалиме и доставлен в Рим, где его казнили как римского гражданина – отсекли голову. 

Фигура Святого Павла расположена в левой части фронтона над главным входом во дворец. Апостол полусидит, глядя на Святого Петра, который находится на другой стороне портика. Павел опирается о камень ладонь левой руки, а в правой держит меч, свой апостольский символ. На Святом – хитон и гиматий, перепоясанный по талии, над его головой – нимб. Лик Апостола Павла, обрамлённый редкими прямыми волосами и длинной бородой, умудрён и серьёзен. Позы, жесты и взгляды Первоверховных Апостолов пластически «перекликаются» между собой, они будто ведут диалог.

Пластика Стефано Мадерно наполнена барочной динамикой, изяществом и драматизмом. Сдержанная экспрессия, точность передачи и правдивость образов оживляют камень, сообщая скульптурам Библейских героев и земную чувственность, и Небесную одухотворённость.

История создания

Мраморную статую Святого Апостола Павла Стефано Мадерно создал для украшения главного портала Квиринальского дворца в первой трети XVII века. С 1606 года скульптор входил в группу художников, выполнявших заказы семьи Боргезе в базилике Санта-Мария-Маджоре и Квиринальском дворце, который служил резиденцией служителей Папского престола. 

Портик и балкон над главным входом в здание, с которого Папы традиционно благословляли верующих, спроектировал великий Бернини, а Мадерно украсил портал скульптурами Апостолов Петра и Павла. После Второй мировой войны Квиринал стал резиденцией главы Итальянской Республики. 

Отношение автора к вере 

Стефано Мадерно исповедовал католичество и, безусловно, обладал всеми качествами, присущими истинному христианину – чадолюбием (у скульптора было шесть детей), старанием, трудолюбием и талантом. На протяжении своей недолгой, но творчески насыщенной жизни, наряду со светскими, он выполнил и множество заказов Святого престола. В основном это были надгробные памятники в римских церквях. 

Работы мастера лучше всяких слов говорят о его истинном отношении к вере. Библейские образы, созданные Мадерно, правдивы, выразительны, насыщены динамикой и эмоциями. Современники по достоинству оценили труд замечательного скульптора – его прах покоится в одной из римских церквей, базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

Биография

Стефано Мадерно, первый скульптор итальянского барокко, родился в Риме (по другим сведениям – в Палестре) около 1570 года. Мастерству пластики он учился у фламандского скульптора Никколо де Арраса, закончив пятилетний курс в 1596 году. Самое знаменитое произведение Стефано Мадерно, принесшее известность молодому художнику, это подражание античным статуям – скульптура Святой Цецилии (1600), окутанная тонкой мраморной туникой, в нише из чёрного мрамора перед алтарём церкви Санта Чечилия ин Трастевере. 

Мадерно многие годы создавал скульптуры в римских церквях: статую «Благоразумие» для гробницы Микеле Бенелли в Санта-Мария-сопра-Минерва, скульптуры для Капеллы Паолина (1608–1615), статую святого Карло Борромео, фигурки путти для Сикстинской капеллы Санта-Мария-Маджоре. С 1606 года Стефано Мадерно входил в группу художников, которые выполняли заказы семьи Боргезе в базилике Санта-Мария-Маджоре и Квиринальском дворце, где мастер сделал фигуру Святого Петра, лежащую на фронтоне фасада. Он создал аллегорические скульптуры «Мир» и «Справедливость» для алтаря церкви Санта-Мария-делла-Паче и две статуи ангелов в натуральную величину в церкви Санта-Мария-ди-Лорето. В 1607 году Мадерно был избран в Академию Святого Луки. 

Мастер также изготавливал небольшие статуэтки из бронзы и терракоты. В Санкт-Петербургском Эрмитаже есть несколько боццетто (скульптурных эскизов из терракоты), которые приобрёл Павел I, в том числе и знаменитая «Пьета», где Святой Никодим держит тело мёртвого Христа на коленях.

Стефано Мадерно скончался в Риме и был похоронен в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина 17 сентября 1636 года.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий