Агарь и Измаил в пустыне - Доре Поль Гюстав

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Агарь и Измаил в пустыне
Агарь и Измаил в пустыне
Автор: Доре Поль Гюстав
Местонахождение: Иллюстрированная Библия
Произведение: Агарь и Измаил в пустыне
Жанр: Художественное
Год создания: 1866 г.
Эпоха/течение: Религиозная гравюра

Описание произведения


Сюжет гравюры Гюстава Доре отсылает нас к событиям Ветхого завета. Книга Бытия повествует о том, что великий пророк Авраам и жена его Сарра долгое время были бездетны. Несмотря на Божие откровение Аврааму, узнавшему, что он станет прародителем богоизбранного народа, супруги в определенный момент отчаялись ждать исполнения слов Господа. Тогда Сарра сама предложила своему мужу разделить ложе со своей служанкой -  египтянкой по имени Агарь, чтобы та зачала сына, от которого бы пошел род Авраама. И родила она сына, которого назвали Измаилом. Позднее наследника родила и сама Сарра. И вот в тот день, когда их законный первенец Исаак был отнят от груди, Авраам устроил большой пир: «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком]. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт.21:9-10). 

В работе Доре запечатлена сцена, где заблудившаяся Агарь, лишенная еды и воды,  в отчаянии стоит рядом с высокой скалой посреди пустыни. Облик несчастной девушки вызывает искреннее сострадание. Она отходит от своего умирающего сына, чтобы не видеть его мучений, и в неистовой молитве взывает к Богу, поднимая вверх руки: «и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала» (Быт.21:15-16). Доре мастерски удается изобразить весь драматизм события - мы видим, как тело отрока, лишенное сил, лежит на бесплодной каменистой земле, а поодаль брошен опустевший кувшин. Спастись в таких обстоятельствах было почти невозможным, однако Господь приходит к тем, кто действительно нуждается в Его милости. И Всевышний  утешил Агарь, уверив ее в том, что не даст погибнуть ей и ее единственному сыну. 


История создания


Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работоспособность Гюстава удивляла даже его близких. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 картин. 

Благодаря реализму своего стиля Доре дал вторую жизнь этим рассказам, описывающим события Священного Писания. В иллюстрациях Доре библейские герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно. Опосредованное влияние барокко объясняет стремление Доре охватить сцену, грандиозное, развертывающееся перед зрителем действо целиком.

Для библейских сцен Гюстава Доре необходима иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в гравюрах Ветхого Завета. Доре подчеркивает глубину пространства, применяя свето-воздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков.

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.


Отношение автора к вере


О личной жизни Гюстава Доре  нет исчерпывающих сведений. Известно, что он был верующим католиком, а о его личности и нравственных качествах, по которым и можно судить о человеке, свидетельствуют его современники, отмечая огромное жизнелюбие, неутомимую энергию и творческий героизм художника. Очевидно, что еще с рождения мальчик был отмечен Богом выдающимся талантом, так как, не имея профессионального образования в столь сложной сфере, Доре удавалось создавать работы, буквально  поражающие окружающих. Очевидно, Гюстав чувствовал это избранничество и в полной мере использовал свой дар, проповедуя живописными средствами  вечные истины.

Еще одной  особенностью творчества Доре была его универсальность. Он одинаково тщательно и вдохновенно мог рисовать сатирические картинки для газеты, оформлять детские книги, иллюстрировать религиозную и философскую литературу. «Фантастичность, разнообразие... замечательная живописность пейзажей, служащих фоном для библейских иллюстраций Гюстава Доре, свидетельствуют... о богатом и легком воображении этого художника, главные же действующие лица этих сцен всегда отличаются академичностью» — так писал о Доре художественный критик Владимир Васильевич Стасов в работе «Искусство XIX века». Действительно гравюры Гюстава Доре легко узнаются - все детали выполнены художником с необыкновенной реалистичностью, точностью и мастерством. 

В целом судьба художника не имела сложных крутых поворотов, будучи истинным христианином, Доре много трудился, был честен с собой и людьми, за что имел в уже в земной жизни большую награду.

 

Биография


Поль Гюстав Доре - выдающийся представитель европейского искусства второй половины XIX века, занимающий исключительное место в мировой истории иллюстрации. 

Родился в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре́. С раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка. Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур. Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре. В 1847 году Доре переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса», в котором указывалось, что их автор— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования.

Известно, что художник делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике. Доре так и не получил художественного образования, но проводил время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры.

В 1848 году художник становится участником салона, где выставляет свои работы. В 1853 году иллюстрировал Байрона; в том же году увидела свет Библия в переводе Людвига Филиппсона с иллюстрациями Доре..

В 1854 году, в связи с разразившейся Крымской войной, выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси»— антирусский военный памфлет В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец» (гротескные зарисовки парижского быта). В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. В 1858 году работал в театре Буфф-Паризьен над декорационным оформлением премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду».

 1860-е годы принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника. 

В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании.

В 1874—1879 году нарисовал 87 иллюстраций к трехтомному изданию «Божественной комедии» Данте, вышедшему в издательстве «Вольф».

Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Художник ушел из жизни в 1833 году. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.


Автор текста: Орлатых Евгения.


Оставить комментарий