yandex

3-е послание Иоанна. - Валерий Духанин протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

3-е послание Иоанна.

Валерий Духанин протоиерей 3-е послание Иоанна.
Эпизод в Библии:

Следует отметить, что этот текст очень небольшой. Это, скорее, частное письмо, обращенное к конкретному лицу, чем послание, обращенное к общинам. И за его строками скрываются очень важные истины, которые следует знать всем нам.

«Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине» (3Иоан. 1:1).

Апостол Иоанн именует себя старцем, как и в своем Втором соборном послании. Прежде всего, здесь имеется в виду возраст евангелиста. Однако, мы знаем, что именно апостол Иоанн Богослов является одним из основоположников православной традиции старчества – духовного руководства. Это не просто какие-то административные взаимоотношения руководителей и подчиненных, где все предписывается какими-то сухими инструкциями, а именно духовное наставничество. Оно зиждется на христианской любви, на евангельском сострадании, и на благодатном прозрении тех конкретных нужд, которые имеет ученик, обратившийся к старцу. Таким благодатным старцем и был апостол Иоанн. Евангелист пишет Гаию. Гаий – один из любимых духовных чад евангелиста, его последователь, который помогал Иоанну проповедовать. Он являл собой образец христианской веры.

«Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Иоан. 1:2–4).

Интересно, что апостол Иоанн, несмотря на то, что он считается тайнозрителем, созерцателем самых высоких Божественных тайн, воплощающий в своем Евангелии, самые догматические истины, молится очень по-простому. Он говорит: «Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя». Это означает, что, на самом деле, вот, в наших молитвах ко Господу, в общем-то, не может быть каких-то недостойных просьб. Мы можем смело молиться о телесном здоровье друг друга, , потому что это тоже Божий дар. Он необходим нам для того, чтобы мы служили Господу, по примеру возлюбленного ученика апостола Иоанна. Кроме того, евангелист молится, чтобы Гаий преуспевал во всех своих делах, в трудах, а не только в духовной жизни, которая, конечно, стояла для него на первом месте. И душа ученика «преуспевала», – как пишет Иоанн. Но, повторюсь, святой апостол молится, чтобы Гаий преуспевал также и во всем остальном, чтобы благословение Божие, в целом, сопутствовало нашей простой человеческой жизни. Евангелист Иоанн в своем Третьем соборном послании выражает свои личные чувства. Он радуется, когда христиане, которых апостол именует «братьями», рассказывают про добрые дела Гаия. Они засвидетельствовали о верности ученика, о том, что он ходит в истине. И в этом, как раз, проявляется один из признаков старчества: подлинный старец забывает о себе и думает только о чадах. Апостол говорит: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Эта радость о том, что дети преуспевают в истине, и духовно возрастают, является настоящим проявлением чистой, бескорыстной христианской любви.

И далее, апостол Иоанн продолжает:

«Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,

ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине» (3Иоан. 1:5–8).

О чем здесь идет речь? Евангелист Иоанн говорит о первой христианской проповеди. В этот период уже были известны первые христианские учителя, – такие странствующие миссионеры, которые постоянно ходили от одного селения в другое и вели подвижнический образ жизни, не имея при себе денег, и всецело посвящая себя проповеди. И, приходя в города, они проповедовали. Но, при этом, им нужно было как-то жить и чем-то питаться. Интересно отметить, что странствующие христианские проповедники не брали ничего от язычников, как мы об этом читаем в 3Иоан.1:7. И поэтому, было необходимо, чтобы кто-то из христиан, живших в той или иной местности, поддерживал этих миссионеров материально. И вот, Гаий как раз давал им приют, снабжал питанием, обеспечивал необходимым содержанием, чтобы они могли проповедовать дальше. И вот, до евангелиста Иоанна дошли вести, что его ученик помогал первым христианским учителям. Святой апостол одобряет действия Гаия и радуется за то, что он поступает именно так. И мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками Истины. Для того, чтобы Истина распространялась, нужны ее проповедники. Но их тоже должен кто-то поддерживать. И далее встречается другой – отрицательный пример, также вошедший в это послание, представляющее собой, по сути, частное письмо, в котором апостол писал все, как есть. Евангелист Иоанн говорит:

«Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3Иоан. 1:9– 10).

К сожалению, не все в первом веке, в апостольский период было идеальным, как бы нам этого не хотелось. И люди, подобные Диотрефу, встречались даже среди первых христиан и священнослужителей. Этот Диотреф, судя по всему, являлся предстоятелем какой-то небольшой церкви. Но, при этом, он вел себя очень высокомерно, что удивительно. Ведь, апостол Иоанн Богослов был преисполнен любви к нему. Многие обращались ко Христу вследствие проповеди евангелиста. Но даже среди пресвитеров встречались те, которые не любили апостола Иоанна. Именно таковым оказался Диотреф. Об этом человеке сказано, что он не принимает учителей, и даже поносит их злыми словами. К великому сожалению, грех очень коварен. Он может поразить любого человека, невзирая на его статус, возраст, общественное, или даже иерархическое положение. Повторюсь, Диотреф не принимал проповедников веры Христовой, которые ходили из одного населенного пункта в другой, и нуждались в поддержке, и запрещал желающим принимать их. Сказано даже, что он изгонял (в значении «извергал») из церкви кого-то. Не всякое извержение является справедливым. Мы видим, что святой апостол Иоанн Богослов категорически не соглашается с таким высокомерным поведением. К Гаию он обращается со следующими словами:

«Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3Иоан. 1:11).

Эти слова, наверное, – одни из важнейших в Священном Писании. И, в каком-то смысле, они являются ключиком к личному счастью. Ведь, человек, который делает зло, не может быть счастлив. Если ты творишь неправедные поступки, то зло уже внутри тебя, и оно не даст покоя, пока не съест и не изведет, не разрушит изнутри. И только тот, кто делает добро – от Бога, а кто делает зло, – не видел Бога. Поэтому, следует подражать не злу, но добру. Человек, в каком-то смысле, подобен зеркалу, которое отражает в себе окружающий мир. В зеркале может проявляться сияющее солнце, и тогда, оно само может осветить, допустим, темную комнату лучом света. Если же повернуть зеркало к земле, то оно будет отражать в себе грязь. Аналогичным образом, именно от нас зависит, что мы отражаем в самих себе: добро или зло. И лишь тот, кто делает добро – от Бога, а делающий зло – не видел Бога.

После этого святой апостол упоминает еще одного человека:

«О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно» (3Иоан. 1:12).

К сожалению, не сохранилось подробных сведений, свидетельствующих о том, кем был этот Димитрий. Однако, согласно некоторым древним источникам, он тоже являлся одним из учеников апостола Иоанна Богослова, а впоследствии стал епископом. То есть, речь идет об одном из первых святителей Церкви. Он тоже поддерживал первых христианских учителей, и, в общем-то, был выразителем традиции евангелиста Иоанна. Здесь послание подходит к концу. Апостол завершает его следующими словами:

«Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,

а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь» (3Иоан. 1:13 –15)

Слова апостола проникнуты добротой. Он пишет Гаию: «Мир тебе». Это то, чего нам всем не хватает – сердечного, душевного мира. Евангелист Иоанн просит приветствовать друзей поименно. То есть, каждый из них имеет для апостола огромное значение. Вот почему в Церкви мы поминаем каждого верующего по имени. Это касается христиан, которые упомянуты в записках, подающихся на проскомидии, потому что каждый член Тела Христова, имеет огромное значение. Эта традиция приветствовать и молиться друг за друга поименно, идет издревле.

Оставить комментарий