2-е послание Иоанна. - Валерий Духанин протоиерей

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

2-е послание Иоанна.

Валерий Духанин протоиерей 2-е послание Иоанна.
Эпизод в Библии:

Второе послание Иоанна очень маленькое. Оно представляет собой небольшое частное письмо, написанное конкретному лицу. Но, дело в том, что для нас, христиан двадцать первого века, да и любой эпохи, огромное значение имеет все, что написали святые апостолы, потому что в их словах мы черпаем и обретаем источники воды, текущей в жизнь вечную.

«Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,

ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2Иоан. 1:1–3).

Следует отметить, дорогие братья и сестры, что в этом послании и мы впервые видим, что святой апостол именует себя старцем. Конечно, исследователи соглашаются с тем, что рассматриваемый нами текст был написан евангелистом Иоанном уже в преклонном возрасте. Мы знаем, что он прожил дольше всех остальных апостолов. Иногда в источниках и литературе указывается даже такой возраст, как сто один год. И, действительно, в этом смысле, Иоанн был старцем. Но мне хотелось бы еще обратить внимание на тот факт, что именно с этого апостола берет начало традиция православного старчества, – особого духовного руководства, когда учитель есть не просто духовный наставник, а благодатный отец, прозревающий волю Божию, который всегда может утешить в любой скорби, и дать совет не от человеческой мудрости и не только от своего жизненного опыта, а от просвещения свыше – от Бога. Повторюсь, старцы – люди, которые прозревают волю Божью. Таковым был апостол Иоанн Богослов. Итак, он пишет: «Старец – избранной госпоже и детям ее». Второе соборное послание евангелиста, действительно, является частным письмом, которое было направлено конкретному лицу, – простой женщине, христианке, что удивительно. Ведь в дохристианскую эпоху женский пол весьма пренебрегался. И мы не увидим, чтобы кто-то адресовал или посвящал значимые письма, послания или книги какому-либо лицу женского пола. Но в Новом завете, когда происходит всецелое оправдание человека во Христе, и в Спасителе все обретают спасение: и мужчины, и женщины. И теперь, женщина тоже становится достойной того, чтобы к ней была адресована целая книга Священного Писания. Кем была эта женщина, обратившаяся в христианство? Она именуется «избранной». В данном случае, под «избранием» подразумевается именно вера Христова. То есть, это удел Божий, к которому призываются все люди, но не все откликаются. Много званных, но мало тех, кто оказывается избран. И вот, женщина, являющаяся адресатом послания, откликнулась на призыв евангельского благовестия. Поэтому, она называется «избранной госпожой». В первом стихе также упоминаются ее дети. Судя по всему, эта женщина была вдовой. О ее супруге нигде не идет речь. Она обратилась ко Христу, и являлась одной из учениц апостола Иоанна Богослова. И вот, евангелист пишет, что любит их «по истине». И не только он, но и все, познавшие истину. Это свойственно подлинным христианам. Когда в нашем сердце поселяется любовь, мы обращаем ее не только к тем, с кем связаны узами родства, с кем дружим, и к кому расположены лично, но и ко всем другим людям. Любовь не делит окружающих на своих и чужих, потому что все являются «своими». Каждый человек создан по образу Божию, и каждый призван к благовестию Христову. Апостол говорит, что он пишет послание ради истины, которая пребывает в нас, и будет с нами вовек. Конечно же, речь идет об Истине Христовой, которая сохраняться в Церкви во все времена. Еще мы можем вспомнить обетование Спасителя. Он говорил: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Ин. 14:16–17). И, вот, Святой дух, сошедший на первую христианскую общину в день Пятидесятницы, помогает сохранять в Церкви истинное учение. И так будет до скончания века. Повторюсь, Истина пребывает с нами, и будет вовек, – как говорит святой апостол. Ну а завершает свое приветствие евангелист Иоанн очень чистыми и простыми, но добрыми словами:

«Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2Иоан. 1:3).

Нам всем очень не хватает положительных понятий, каких-то чистых и добрых слов. Обычно, в средствах массовой информации, в литературе, мы встречаем либо какие-то злые слова, либо что-то устрашающее. Везде кто-то с кем-то враждует, кто-то что-то вынужден преодолевать, добиваться какой-то справедливости. И мы порой остро нуждаемся в этой чистой и доброй простоте. И мы встречаем ее в Священном Писании. Она выражается, в частности, в апостольском благословении:

«Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви».

Если посмотреть, как толкуют эти слова разные толкователи, то можно увидеть в них разные оттенки. Например, мы видим троекратное упоминание благодати, милости и мира. Что такое благодать? Это, по сути, обилие Божьих даров. Если бы мы говорили чисто догматическим языком, то можно было бы сказать, что благодать – это нетварный свет, предвечно исходящий от Господа и явленный людям во Христе. Мы помним, как на горе Преображения, Спаситель сам просиял этим нетварным светом. К причастию благодати Божьей призываются все люди. Само слово благодать означает благой, добрый дар. В 2Иоан.1:3супоминается еще и милость. Она выражает сострадание. Грешные люди обычно постоянно пребывают в каком-то внутреннем раздоре, вражде с самими собой. Когда мы находимся в греховном состоянии, наши мысли все время в немирном, воинственном устроении, и мы постоянно добиваемся какой-то своей справедливости, пытаемся победить кого-то. Апостол ниспосылает нам, в том числе, и благодатный мир. Милость – это сострадание от Господа. Под миром же подразумевается успокоение, умиление наших метущихся душ. Святой апостол пишет далее:

«Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга» (2Иоан. 1:4–5).

В четвертом стихе упоминаются дети женщины, которой адресовано послание. Апостол Иоанн искренне радуется за этих детей. Ведь они приобщаются к вере Христовой и к евангельской Истине. Мы видим, что уже в первом веке дети достаточно быстро откликались на благовестие. Детские души более чистые и непосредственные, чем души взрослых. И когда наши чада слышат такие искренние слова о вере, они достаточно легко их воспринимают. Святой апостол Иоанн фактически закладывает основы христианской педагогики. Он говорит о любви, и напоминает «заповедь, которую мы имели от начала», – чтобы мы любили друг друга. Дело в том, что если в нашей семье, в том круге общения, где мы находимся, присутствует любовь, то можно решить любую проблему, абсолютно любую. И нет такого вопроса в воспитании детей, во взаимоотношениях сотрудников, в социальной сфере, которые невозможно было бы разрешить и преодолеть, когда есть любовь. Если же любви нет, то все рушится. Евангелист Иоанн не зря именуется «апостолом любви». Он сам имел в сердце любовь и являл ее людям. Поэтому апостол постоянно напоминает, чтобы мы любили друг друга. Но нам, как христианам, он еще и указывает, что недостаточного испытывать любовь к ближним. Необходимо любить и Господа.

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2Иоан. 1:6).

Обсуждая Соборное послание апостола Иоанна Богослова, мы возвращаемся к тому, что любовь познается по исполнению заповеди. Если ты говоришь, что любишь Бога, но, при этом, игнорируешь его заповеди, то где же здесь любовь? Подлинная любовь выражается в верности, а это всегда предполагает следование. Если говорить о верности Богу, то она подразумевает следование по пути Божьей заповеди. И мы видим, что уже в первые десятилетия распространения христианства, к великому сожалению, появлялись некоторые люди, искажавшие и заповеди Божии, и само учение Христово. Обычно мы идеализируем апостольский век. Однако, уже в те времена появляются и первые лжеучители. Апостол Иоанн говорит об этом так:

«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2Иоан. 1:7–8).

В чем заключается обольщение, о котором говорит евангелист? Именно в том, что лжеучители отрицали Христа, пришедшего во плоти. То есть, они отвергали идею Боговоплощения. Весь смысл спасения заключается как раз в том, что Господь Бог, – Необъятный, Безграничный, Бесконечный, который пребывает над нашим немощным миром, вошел в историю, став таким же, как мы. Он воспринял человеческую природу, чтобы понести страдание за наши грехи. Если Бог не воспринял нашу плоть, то и мы и не искуплены во Христе, и Спаситель не воскрес из мертвых. Тогда и человечество не будет удостоено никакого воскресения. Это лжеучение, которое, на самом деле, повторяется очень часто, являясь искажением самой сути христианства есть отвержение Боговоплощения. Вочеловечивание Христа открывает людям новое начало, дает им вечную жизнь, потому что только через Спасителя, как воплотившегося Господа, мы можем сами приобщиться к Богу и обрести воскресение. И вот, святой апостол Иоанн, в этой связи, предлагает такое важное правило духовной жизни:

«Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2Иоан. 1:8).

Бывает так, что человек поначалу вдохновляется верой Христовой, ему интересно читать Евангелие, импонируют заповеди Спасителя. Он загорается этим, начинает изучать Священное Писание. Затем, на каком-то этапе, он понимает, что жить по-христиански трудно и следовать учению Господа тяжело, – необходимо самого себя постоянно в чем-то ущемлять, трудиться над собой. И такой человек потихоньку остывает в вере. Наступает духовное «расслабление», и человек, невольно, все дальше и дальше отходит от Евангелия. И то, что было принято в начале, теряется. И, конечно же, такой человек не может воспринять, как пишет апостол, «полную награду». Конечно же, речь здесь идет не о том, чтобы получить какие-то венцы. Наградой для христиан становится само общение с Господом. Если ты обрел Бога, то нашел рай. Подлинный рай – там, где Господь Бог, где чистосердечное общение с Ним. Святой апостол Иоанн продолжает:

«Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Иоан. 1:9).

Часто идут споры, насколько спасительны другие, нехристианские религии. Евангелист Иоанн прямо говорит, что тот, кто преступает учение Христово, – то есть не следует Евангелию, – не имеет Бога. Лишь следующий заповедям Спасителя имеет и Сына, и Отца. К Богу Отцу невозможно прийти, игнорируя Его единородного Сына. Нельзя обрести общность с нашим Небесным Отцом, пренебрегая Сыном, который пришел на землю, воплотился, пострадал за наши грехи и воскрес. И, таким образом, апостол Иоанн подчеркивает, что именно вера Христова и является единственно спасительной, ибо это путь не только к общению с Сыном Божиим, но и с Богом Отцом. Далее, апостол Иоанн произносит строгое предостережение:

«Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Иоан. 1:10–11).

Конечно, это может смотреться несколько радикально. Как можно не приветствовать и не принимать. Но что показывает реальность? В наши дни, представители очень многих сект, проповедуя, часто ходят по квартирам. Возможно, сейчас, это происходит уже в меньшей степени. Но, вообще, у сектантов бывает принято звонить и стучать в квартиры, напрашиваться на общение. Они пытаются зацепиться за что-то в самом начале разговора. Если Вы им сразу ответите: «простите, нам это не нужно», и откажете им в общении, то последуете совету апостола Иоанна Богослова. Не приветствуя и не принимая таких проповедников в свой дом, вы избежите очень и очень многих проблем. У людей, попавших в секты, эти проблемы начались именно с того, что в самом начале они ответили на приветствие «гостей», стали слушать их, расспрашивать. И, впоследствии, они попали в эти совершенно ненужные сети. Так и получается, что «приветствующий его участвует в злых делах его».

И завершает свое небольшое Соборное послание апостол Иоанн такими строками:

«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь» (2Иоан. 1:12–13).

Святой апостол упоминает сестру той христианки, к которой он обращался, ее детей, и говорит о желании и намерении прийти и общаться с ними лично, чтобы радость этих людей была полной. И, действительно, у тех, кто когда-то общался с евангелистом Иоанном, радость была совершенной. Дай и нам, Господь, следовать заветам апостола, избегать лжеучителей и разговоров с сектантами, стараться любить друг друга и хранить сердца в чистоте, чтобы то, что было положено в начале, как духовный труд, достигло своего итога, и мы унаследовали то вечное Царство, к которому причастен сам евангелист Иоанн Богослов.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий