2-е послание Иоанна. - Сергей Львович Худиев

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

2-е послание Иоанна.

Сергей Львович Худиев 2-е послание Иоанна.
Эпизод в Библии:

Примерное описание лекции:
2-е послание апостола Иоанна - одно из самых кратких посланий в Новом Завете. Комментирует Сергей Худиев.

(2-е Иоан. 1:1) Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, не только я, но и все, познавшие истину,

(2-е Иоан. 1:2) ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

(2-е Иоан. 1:3) Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

Старец – это, очевидно, сам апостол Иоанн, а вот избранная госпожа, к которой он обращается, – это Церковь. И детям ее (очевидно, членам Церкви), которых я люблю по истине, не только я, но и все, познавшие истину. (2-е Иоан. 1:1) То есть познание истины проявляется в том, что мы любим Церковь, мы любим других христиан.

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. (2-е Иоан. 1:3) Это обычное для апостольских посланий преподание благодати. Апостол еще раз обращает наше внимание на мир и милость, которую к нам проявляет Бог.

И далее он говорит:

(2-е Иоан. 1:4) Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

(2-е Иоан. 1:5) И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую мы имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

Обратим внимание: апостол весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине. (2-е Иоан. 1:4)

Обычно падший человек ищет, что бы покритиковать, на что бы обратить внимание, на какие недостатки. Но апостолы начинают не с этого, апостолы начинают со слов утешения, ободрения, поддержки и выражения своей радости. Они радуются тем, что нашел из детей твоих, ходящих в истине. Они находят что-то доброе, что-то хорошее, что-то, что можно одобрить, и начинают с этого.

Важно, когда мы общаемся с другими людьми и видим, что у них всё в порядке, то не пытаемся советовать, исправлять: «В порядке и в порядке, вмешательство не требуется». Мы вмешиваемся только, когда видим, что что-то идет не так, неправильно (или нам кажется, что неправильно). Тут мы начинаем уже активно развивать свою деятельность. Апостолы дают нам пример немного другого отношения. Да, они обличают неправду, да, они предостерегают об опасностях, но они начинают с того, что говорят нечто хорошее.

И когда мы хотим кого-то исправить (допустим, человек действительно неправ, заблудился, его нужно наставить на путь), начать лучше всегда с чего-то хорошего. Это по крайней мере расположит его сердце нас слушать. Потому что, когда мы сосредотачиваемся на критике, человек склонен всегда закрываться или выдвигать какие-то контр-обвинения. Апостол нам показывает пример, что начинать надо с чего-то хорошего.

И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую мы имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. (2-е Иоан. 1:5) Самое главное в христианской жизни, самое главное в христианской этике – любить друг друга. Но при этом любовь имеется в виду именно в библейском контексте: не просто испытывать какие-то переживания в отношении друг друга (переживания – это вещь уже вторичная).

(2-е Иоан. 1:6) Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его.

И апостол постоянно об этом говорит, что любовь проявляется в хранении заповедей. Не в эмоциях как таковых, а в хранении заповедей.

Мы можем испытывать к человеку неприязнь, он нам может быть неприятен, он может нам не нравиться, даже раздражать, но мы можем проявлять к нему любовь, мы должны поступать по заповедям. И когда мы поступаем по отношению к нему по заповедям, когда делаем нечто доброе и справедливое по отношению к нему, то замечаем, что наше сердце смягчается. Он уже не кажется нам таким противным, он уже не вызывает у нас такого раздражения, мы начинаем находить в нем нечто доброе, хорошее и привлекательное.

Так устроена человеческая душа. Когда мы с кем-то обращаемся дурно, несправедливо, мы приобретаем уверенность, что это плохой человек, и наша неприязнь к нему вырастает. Потому что мы не можем самим себе признаться, что напрасно человека обижаем: «Раз обижаем, значит есть причина, значит он плохой и этого каким-то образом заслуживает». И чем больше мы плохо поступаем с человеком, чем больше нарушаем заповеди в его отношении, тем большую неприязнь мы к нему испытываем. Получается такая нисходящая спираль.

Допустим, я про кого-то написал гадость в интернете (просто поспешно, не подумав), и люди меня начали упрекать и говорить, что я неправ. Я хочу убедить себя, что я все-таки прав. Я ищу подтверждений, что человек, которого я обругал, действительно плохой, что я все правильно сказал, что на самом деле человек негодный. И чем больше я ищу эти подтверждения, тем больше я себя уверяю, что он плохой, что он заслуживает такого отношения к себе, и тем легче я продолжаю грешить в его отношении. И получается так, что чем дальше, тем хуже. Можно дойти до весьма большого зла.

Но, когда мы поступаем по заповедям, даже если изначально мы к человеку не расположены, но поступаем так, как Господь заповедал, наше сердце смягчается. Это работает в обе стороны: когда мы поступаем по заповедям, то поступаем справедливо, и при этом мы не испытываем к нему уже больше такой неприязни. Поэтому так важно молиться за врагов, так важно молиться за людей, которые нам не нравятся, активно не нравятся.

Потому что молитва – это самое простое благодеяние, самое простое доброе дело, которое мы можем человеку сделать. Когда мы человеку делаем добро, наше сердце смягчается. Иногда смягчается и его сердце. Иногда чудесным образом оказывается, что человек, с которым у нас ссора, конфликт, меняется, когда мы решаем поступать в отношении его по заповедям. Он может поступать как угодно, но я буду поступать по заповедям. И через какое-то время можно будет заметить, что и его сердце смягчается.

Это та заповедь, которую мы слышали от начала, чтобы мы поступали по ней.

(2-е Иоан. 1:7) Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

И мы видим, что для апостола любовь не означает, что все время надо «гладить по шерсти», никогда нельзя говорить ничего обличительного. Нет. Апостол видит обольстителей, он видит обманщиков, он прямо их называет: многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. То есть он обманщик – обольститель, и он антихрист – он уводит человека от Христа.

(2-е Иоан. 1:8) Наблюдайте за собой, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

Это требует от христиан определенной бдительности – чтобы не совращаться за обманщиками, не следовать за лжеучениями. Это ни в коем случае не дозволение ненавидеть лжеучителей, но это повеление от них удаляться, это повеление не иметь с ними дела.

(2-е Иоан. 1:9) Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; а пребывающий в учении Христовом имеет Отца и Сына.

(2-е Иоан. 1:10) Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

(2-е Иоан. 1:11) Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Апостол здесь говорит о лжеучителях, о неких еретиках, которые приходят и не приносят сего учения, а проповедуют какое-то учение, не являющееся учением апостолов. И апостол говорит, что мы не должны их принимать. Мы видим здесь, что любовь – это не делание ближнему того, чего он хочет, но это желание ближнему блага. Иногда человек сам себе блага не хочет. Иногда человек пребывает в состоянии самообмана и обманывает других. И такому человеку стоит говорить: «Нет», его стоит не принимать, его стоит не приветствовать. Потому что, когда мы имеем дело с раскольником, с обманщиком, с человеком, который совращает людей с пути спасения, мы должны от него удаляться. Причем апостол не говорит, что мы должны его ненавидеть, преследовать, он не говорит, что мы должны побуждать кесаря, чтобы кесарь его в тюрьму посадил – нет. Он говорит, что мы должны такого лжеучителя не принимать.

(2-е Иоан. 1:12) Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и поговорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

(2-е Иоан. 1:13) Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной.

Сестра, очевидно, это другая Церковь, другая церковная община. Мы бы сказали: другой приход. И он называет эту церковь, эту общину избранной сестрой.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий