1-е послание к Тимофею. Глава 6. - Андрей Десницкий профессор
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
1-е послание к Тимофею. Глава 6.
Приблизительное описание лекции:
Шестая глава продолжает пятую, здесь между главами граница очень условная. Разбиралась ситуация внутри общины, как кого назначать. А в шестой появляется вопрос о рабстве. В христианскую общину ведь входили как свободные, так и рабы. Вполне могло оказаться так, что в одной общине раб и его хозяин. Что делать с этим?
Все, кто находится под рабским ярмом, пусть относятся к своим господам со всевозможным почтением, чтобы никто не поносил имя Божие и наше учение. (1Тим. 6:1)
Ну вот, понятно, что, даже если хозяин не христианин, то раб, который христианин и ведёт себя безобразно, он даёт повод хулить уже христианство в целом, а не только своё личное недостоинство.
Если кто в рабстве у господ из числа верных, пусть не считает, что к ним, как к братьям, можно относиться с меньшим почтением. Напротив, пусть проявит в своей службе ещё большее усердие, раз служит людям верным и любимым. (1Тим. 6:2)
Либо, наоборот, раз служит как человек верный и любимый. Сегодня нет, конечно, рабства, и я напомню, что Павел не призывает к его отмене, к революции, к чему-то ещё. Он признаёт его существование, но старается изменить отношения изнутри, старается наполнить это социальное явление новым содержанием. То есть раб-христианин служит не столько господину, сколько Богу, и ведёт себя соответственно. Но если его хозяин сам христианин, то есть повод сказать: а, привет, мы же с тобой наравне. Во Христе так, но это не повод отменять своей обязанности.
Именно так учи, это возвещай. Если кто учит иначе, удаляется от слов Господа нашего Иисуса Христа и подлинного благочестивого учения, тот ничего не знает, но раздувается от болезненного пристрастия к спорам и словесным состязаниям. От них родятся зависть, вражда, ругань, злобные подозрения, препирательства людей с извращённым сознанием. Они лишены истины о благочестии, нужной лишь для прибыли, сторонись таких. (1Тим. 6:2-5)
Понятно, всё, что человек для пустого препирательства выбирает, он никакого толка от этого не получает. А что, наоборот, даёт толк?
Благочестие с умеренностью сами по себе прибыль и немалая. (1Тим. 6:6)
Благочестие с умеренностью. Бывает, когда человек с перехлёстом, когда всё на надрыве, на истерике. Павел отмечает: вот этого не надо. В благочестии тоже нужна мера, хотя умеренность можно понять и как умеренность в жизни, в пище, в питие, в остальном.
Ничего не принесли мы в этот мир, и ясно, что ничего не можем вынести из него. Есть пища и одежда — будем же этим довольны. А кто ищет богатства, впадают в искушение, в ловушку многих похотей безрассудных и вредных, они разрушают людей, топят и губят. Сребролюбие — вот корень всех зол. В погоне за прибытком многие отбились от веры и сами себя ввергли во множество страданий. (1Тим. 6:7-10)
Среболюбие — любовь к деньгам. Разве это корень всех зол? Мы в христианстве привыкли говорить, что гордыня. Но гордыня — очень уж абстрактное понятие. Потому что каждый человек чем-то да гордится. Каждый человек что-то хорошее в себе находит. Если он вообще ничего хорошего в себе не находит — это клиническая депрессия, тоже ничего хорошего нет. А вот сребролюбие — вещь довольно конкретная. Когда человек гонится за прибылью, гонится за деньгами. И, оказывается, оно — корень всех зол. Оказывается, прям Карл Маркс бы согласился, что желание прибыли приводит к самым разным преступлениям. И, может быть, порождает ту же самую гордыню, когда удалось добиться положения для чего? Для того, чтобы показать своё превосходство.
Но ты, Божий человек, избегай всего этого. Ты стремись к праведности и благочестию, к вере и любви, к стойкости и кротости. Как атлет веди свою прекрасную борьбу ради веры и стяжай себе вечную жизнь, к которой ты был призван; ты тогда при многих свидетелях принёс своё прекрасное исповедание. (1Тим. 6:11-12)
Видимо, идёт речь ещё о том, как Тимофей был крещён, а, может быть, рукоположен, и при этом он, действительно, исповедовал свою веру. И его христианская жизнь — это жизнь спортсмена. Павел всё время прибегает к спортивным метафорам. То есть спортсмен — тот, кто хочет показать хороший результат, вкладывая свои старания, тренируется долго.
Перед Богом, Который всё наделяет жизнью, ради Христа Иисуса, Который принёс Своё исповедание при Понтии Пилате, я призываю тебя соблюдать эту заповедь чисто и бузупречно до явления Господа нашего Иисуса Христа. Его в надлежащее время откроет нам единый, блаженный и могучий Царь царствующих и Господь господствующих. Единый обладающий бессмертием, обитающий во свете неприступном, никто из людей Его не видел и увидеть не может. Во веки честь Ему и власть! Аминь. (1Тим. 6:13-16)
Очевидно, имеется в виду разговор Господа и Пилата, но не только разговор, а и крестная смерть Христа, Его покорность Отцу, которая была лучшим, наверное, исповеданием веры. Идёт такой гимн, заклинание почти что даже. Соблюдай это, потому что единый, блаженный и могучий Царь царствующих и Господь господствующих превыше любого политического или социального устройства. Он, собственно говоря, Тот, Кому ты служишь. И снова небольшая приписочка. Павел как будто вспоминает: ах, да, забыл сказать.
Тем, кто богат в нынешнем веке возвещаем: пусть не возносятся и надеются не на богатство — оно ненадёжно, а на Бога Живого, Он в изобилии подаёт нам всё, чтобы нам быть довольными. Пусть совершают добрые поступки и богатеют хорошими делами, пусть щедро делятся с другими, закладывая прекрасную основу на будущее, чтобы достигнуть вечной жизни. (1Тим. 6:17-19)
То есть богатство не осуждается само по себе. Осуждается надежда на богатство. Если человек считает, что он всё купил. А так, богатеть хорошими делами богатому человеку проще, творить хорошие дела. Потому что бедный человек должен сначала на еду заработать. Когда он заработал, у него уже ни сил, ни времени не осталось. Трудно бедному. А богатому просто, у богатого есть свободное время, есть свободные средства, сила. Вот, хочешь богатеть — богатей добрыми делами, закладывай основу для будущей жизни.
Тимофей! Что тебе было доверено, храни, сторонясь никчёмного пустословия противников. Они говорят от имени, якобы, знания, но множество его проповедников сбилось с верного пути. (1Тим. 6:20-21)
Смотрите: не спорьте с ними, не пытайтесь выяснить, кто не прав в интернете — а сторонитесь этого пустословия. Возможно, слово «знания», по гречески «гнозис», обозначение уже зарождающейся секты гностиков, которая была построена как раз на тайном знании, на том, что узкий круг лиц обладает некоторым особым знанием, пониманием, разумением, недоступным профанам, и это знание передаётся от ученика к учителю, это очень важный такой мотив. И, может быть, как раз в начале Послания говорится о препирательствах о родословиях, когда очень много всяких ненужных подробностей — вот это всё лишнее.
Благодать с тобой. Аминь. (1Тим. 6:21)
На этом завершается 1-е Послание к Тимофею, прочитанное нами для библейского портала Экзегет.