1-е послание к Тимофею. Глава 5. - Андрей Десницкий профессор
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
1-е послание к Тимофею. Глава 5.
Приблизительное описание лекции:
В пятой главе начинаются практические наставления епископу, или наставнику, руководителю общины, по отношению к членам этой самой общины. Как себя вести с разными людьми. Люди же очень разные. И Тимофей, как в четвёртой главе писал Павел, молод: пусть никто тебя не презирает за юный возраст. Поэтому логично, что пятая глава начинается с того, как вести себя по отношению к старшим. Потому что, понятно, молодому человеку, особенно в древнем мире, где всё-таки иерархия возраста очень большую роль играла — как ему вести себя, когда он вроде бы над теми, кто старше его по возрасту.
Старшего не попрекай, увещевай, как отца, а младших — как братьев. (1Тим. 5:1)
Хорошо бы сказать: а младших как детей. Но нигде не сказано: ставь себя выше их. Он выше не по положению, но имеется в виду, что к старшему относись как к старшему, а к младшему как равному. Вообще чего ожидать, если Христос Сам смирил Себя. Будучи Самым высшим, стал Самым низшим. Очевидно, что так должен поступать и христианин. То же самое касается женщин.
К женщине старше тебя относись как к матери, а к младшей как к сестре со всякой чистотой. (1Тим. 5:2)
Про женщин отдельно упоминает чистоту, чтобы не было какого-то распутства. Дальше неожиданная тема: вдовы. И он подробно очень описывает, кто такие вдовы. Дело в том, что в том мире женщина, у которой умер муж, оказывалась в очень трудном положении: не было каких-то пенсий, вообще трудно было прожить одному. Не было большого набора рабочих мест для женщин, как она себя прокормит? Раньше был муж, который этим занимался. И зачастую вдовы примыкали к каким-то религиозным культам и становились такими женщинами при святилищах, в данном случае, допустим, при церковной общине. И вот, конечно, там много возникало ситуаций, если вдова молодая, если у неё ещё есть возможность устроить свою личную жизнь. А если она при этом святилище только для того, чтобы там прокормиться, а живёт совершенно своей жизнью? Поэтому он подробно описывает, как быть со вдовами.
Вдов почитай, настоящих вдов. Если же у какой вдовы есть дети или внуки, то пусть учатся благочестию прежде всего в собственном доме и воздают должное предкам, ибо это угодно пред Богом. (1Тим. 5:3-4)
То есть имеется в виду не неподдельных, а тех, которые ведут себя именно как вдовы. То есть, если есть взрослые дети, то им нужно позаботиться о своей маме. Не нужно переваливать эту обязанность на общину.
Настоящая вдова — та, кто, оставшись одна, надежду возложила на Бога, и день, и ночь проводит в прошениях и молитвах. А та, что предалась удовольствиям — заживо умерла. (1Тим. 5:5-6)
То есть у которой и детей, очевидно, нет, по крайней мере, взрослых. Предалась удовольствиям — муж умер, и пошла в разнос, хотя формально тоже вдова.
Вот, что ты должен им объявлять, чтобы они были безупречны. Если же кто не заботится о родных, и прежде всего о своих домашних, тот отрёкся от веры и стал хуже неверного. (1Тим. 5:7-8)
Это, очевидно, о тех, у кого на иждивении есть престарелые вдовы или мужчины пожилые, и они не хотят ими заниматься, а перекладывают это на общину. Отрёкся от веры и стал хуже неверного. То есть вера — это не абстрактное рациональное или эмоциональное принятие вести о Боге. Это прежде всего стиль поведения.
К вдовам пусть будут причислены женщины в возрасте не меньше шестидесяти лет, у которых был один муж, и о добрых делах которых есть свидетельства: воспитала ли она детей, принимала ли странников, омывала ли ноги святым, поддерживала ли несчастных, посвящала ли себя всяким добрым делам? (1Тим. 5:9-10)
Омывала ноги святым — то есть служила верующим. Оказывается, должность вдовы — это очень требовательная такая должность. Не меньше, чем епискоов, которые были описаны в третьей главе.
А молодых вдов избегай. Когда их желания отвлекут их от Христа, они пожелают выйти замуж и выйдет, что они будут виновны в нарушении прежнего обета. (1Тим. 5:11)
Имеется в виду ситуация: молодая женщина, овдовев, даёт обет безбрачия, старается служить Богу, но потом решает всё-таки устроить свою семейную жизнь, и имеет на это право, но обет она нарушает этим самым.
А так, они от безделия приучаются ходить по домам и уже не только бездельничают, но сплетничают, вмешиваются в чужие дела и говорят недолжное. Поэтому я хочу, чтобы молодые вдовы выходили замуж, рожали детей, вели хозяйство, и не подавали противнику никакого повода для злословия, а то некоторые уже пошли вслед за сатаной. (1Тим. 5:12-15)
Противник, может быть, действительно, сатана, либо человек, который не любит христиан и ищет какие-то поводы их обругать, что-то о них плохое сказать.
Ты из числа верных, у тебя есть в доме вдовы? Позаботься о них сам или сама, и не обременяй Церкви, чтобы она могла позаботиться об одиноких вдовах. (1Тим. 5:16)
Вновь та же мысль, что верующие должны об этих пожилых родственниках заботиться.
Пресвитеры, достойно возглавляющие общину, заслуживают двойной чести. В особенности те, кто усердно проповедует и учит. Так говорит и Писание: не закрывай рта вола на молотьбе, и работник достоин своей платы. (1Тим. 5:17-18)
А мы уже выяснили, что в те времена пресвитеры и епископы, скорее всего — одно и то же. Заслуживают двойной чести — может быть, даже платы. Община кормит своих руководителей. То есть это труд, он должен оплачиваться. Интересно, что сам Павел постоянно подчёркивает, что для многих общин он не был обременением, есть исключения, но в большинстве он работал руками. То есть он зарабатывал себе на жизнь сам. Но если община уже состоялась, почему бы ей не прокормить тех, кто её возглавляет.
Обвинения против пресвитеров принимай не иначе, как от двух или трёх свидетелей. Но тех, кто согрешает, обличай пред всеми, чтобы и другим было неповадно. (1Тим. 5:19-20)
Соответственно, не торопись верить всякому слуху, но если уж что не так, то надо действовать.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом, избранными Ангелами заклинаю тебя исполнять всё это неукоснительно, никому не оказывая предпочтения. Не спеши никого рукополагать, чтобы не оказаться соучастником в чужих грехах, и себя храни в чистоте. (1Тим. 5:21-22)
Вот, поспешное рукоположение, то есть возведение в достоинство, в роль, в должность пресвитера или епископа может человека испортить. Об этом говорилось выше, что, скажем, неофит — человек, который недавно пришёл к вере — он может очень сильно этим возгордиться. И если ты этому способствуешь, то есть ты его рукоположил, то ты — соучастник этого. Дальше неожиданный комментарий.
Пей не одну только воду, но и немного вина ради желудка и частых твоих недомоганий. (1Тим. 5:23)
Тогда с водой было не очень хорошо, чистой было мало, поэтому в воду обычно добавляли вино. В какой-то строгой аскезе могли пить одну только воду. И здесь как раз отрицается такое трезвенничество, в котором вообще ни грамма алкоголя, но — немного и для определённых целей, не для того, чтобы напиться и всё забыть, а ради желудка и недомоганий. Действительно, вино, как считалось, помогает от некоторых видов заболеваний. Но то, что воду обеззараживает, это уже совершенно точно.
И комментарий про ещё одну тему. Вставочки такие в конце этой пятой главы.
Грехи одних людей видны уже сейчас и приведут их на суд, а грехи других проявятся позднее. Также и с добрыми делами. Лишь часть из них заметна, но и другая часть не может всегда оставаться неизвестной. (1Тим. 5:24-25)
Вот уже очень важный и интересный принцип. Иногда люди говорят: давайте не будем никого осуждать. Обычно под этим подразумевается: давайте не будем называть чёрное чёрным. Нет, будем, Павел говорит: есть грехи, которые очевидны. Также как и добродетели есть, которые очевидны. Но надо помнить, что мы видим лишь отчасти. Назвать грех грехом важно и нужно, особенно, если ты руководитель этой общины. Пишет он об этом неслучайно Тимофею и разбирает варианты, говорит очень много и довольно жёстко о людях, которые ведут себя недостойно. Например, о вдовах, которые выдают себя за одиноких, но при этом они развлекаются как только могут и всем только мешают. Или упоминает, что нельзя драчунов или пьяниц сделать епископами. И вот есть вещи, которые очевидны. И человек, который потакает этим вещам, становится соучастником их. Но есть то, что пока непонятно. Поэтому можно пока не торопиться с окончательными вердиктами. Но дальше в шестой главе тоже пойдёт ряд рекомендаций, в этом Послании они так чередуются: практические и какие-то более богословские.