Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Первые три главы были такими очень высокими богословскими, хотя там были и практические наставления. Как обычно о проблемах в посланиях идёт речь где-то после середины, ближе к концу. В четвёртой главе начинается разговор о проблемах. В третьей — подбор людей на роль епископов и дьяконов, руководителей общин и их помощников. А в четвёртой те, кто так или иначе составляют им конкуренцию. При этом в конце третьей главы мы читали замечательные строки о Христе: праведность Его открыта в Духе. И вот, с Духа начинается и четвёртая глава.
А Дух ясно говорит, что в последние времена будут те, кто отступит от веры, и будут внимать лживым духам, бесовским учениям, при лицемерии обманщиков, чья совесть выжжена дотла. (1Тим. 4:1-2)
То есть некое пророчество, видимо. Вот такая характеристика. Понятно, лживые духи и бесовские учения, а вот: совесть выжжена дотла? Совесть — хорошее свойство человека, но если человек начинает как-то злоупотреблять этим чувством внутреннего самоконтроля, внутренней вины, то она рискует выгореть. Есть такое понятие «выгорание», национальное выгорание, но у Павла выгорание совести упомянуто. То есть есть люди, которые настолько на этом чувстве вины, своём или чужом, долго играли и манипулировали, может быть, людьми с его помощью, что в конце концов совесть атрофируется. И что же эти люди с сожжённой совестью хотят?
Они не дают заключать браки, заставляют воздерживаться от пищи, которую Бог сотворил, чтобы верные, познав истину, вкушали с благодарностью. (1Тим. 4:3)
То есть какая-то супер аскетика, отказ от семейной жизни, как от чего-то грязного, и отказ от каких-то определённых видов пищи. Нужно умерщвлять плоть, мы это часто слышим. Вот, когда человек начинает жить умерщвлением плоти, когда это становится целью вместо средства, то совесть в результате выгорает. Потому что нельзя всё время себя обвинять в том, что ты ещё живой, и у тебя есть какие-то потребности и желания. А дальше очень хороший принцип.
Что есть, что не есть христианам, можно ли, нельзя ли — всё, сотворённое Богом, хорошо. Не нужно отвергать ничего, но принимать с благодарностью. Оно освящено словом Божиим и молитвой. (1Тим. 4:4-5)
Имеется в виду, что при сотворении мира Бог, сотворив в каждый день растения, животных и так далее, говорит, что это было хорошо. А молитва освящает перед началом трапезы еду. Так что никакой запретной пищи для христиан нет. Всё при сотворении было хорошим, всё с молитвой освещено.
Так наставляй братьев и будешь прекрасным служителем Иисуса Христа. Ты вскормлен словами веры и последовал прекрасному учению. (1Тим. 4:6)
Вот, вновь и вновь, как он отдельным общинам, так и здесь Тимофею, даёт очень большой кредит доверия, говорит о нём самые высокие слова. Из этой высокой позиции уже можно смотреть на конкретные вещи и думать, что надо исправить, уточнить. Ты вскормлен словами веры и последовал прекрасному учению — он уже от матери, которая веровала, то есть это уже второе поколение христиан, но он одновременно и спутник Павла.
Так сторонись же негодных старушечьих россказней, упражняйся в благочестии. Телесные упражнения полезны в некоторых отношениях, а благочестие во всех. В нём есть обетование жизни и нынешней и вечной. (1Тим. 4:7-8)
Бабьи басни в синодальном переводе. То есть какие-то фантастические сказки о чём-то, что так занимает бабушек. Он жёсток, этот стиль послания довольно жёсток. И местами, может быть, мы бы так сегодня не сказали. У тебя есть учение, а старушечьих россказней сторонись. Упражняйся — как гимнастику делай. Видите, Павел не отрицает необходимость какого-то труда, в том числе, возможно, и аскезы, но аскеза — это не то, что сказать: запретная пища, нельзя есть. А человек упражняется, ограничивает себя в том, что ему не необходимо, и это его некоторое усилие над собой. Как гимнастика — это не значит, что надо таскать мешки, а люди занимаются гимнастикой, чтобы быть здоровее, чтобы их тело было более гармоничным. Вот благочестие — то же самое с душой. Телесные упражнения полезны отчасти, благочестие — целиком.
Достоверно эта весть должна быть принята всеми, смысл наших трудов, вопреки всем оскорблениям, в том, что надежду мы возложили на Бога Живого, Спасителя всех людей, а наипаче верных. (1Тим. 4:9-10)
Тут он так неожиданно, а при чём здесь: надежду мы возложили на Бога? Видимо, потому что есть люди, которые возлагают надежду на свои аскетические подвиги, на какие-то внешние правила, на закон и всё прочее. Павел говорит: нет, наша надежда на Бога.
Именно это возвещай, так и учи. Пусть никто не презирает тебя за юный возраст. Только будь образцом для верных в слове, в поведении, в любви, в духе, в вере и в чистоте. (1Тим. 4:11-12)
Возраст не так важен, как состояние духа и жизнь человека.
В ожидании моего прихода занимайся чтением проповеди и учения. (1Тим. 4:13)
Павел собирается его навестить. Чтением — вряд ли имеется в виду: сиди дома и читай книжки, а чтение Писания, очевидно, связано с его толкованием для общины.
Не пренебрегай даром, который был дан тебе по пророчеству при возложении пресвитерских рук. (1Тим. 4:14)
Вот, рукоположение — то, что сегодня мы знаем, это как раз здесь и описано. Причём пресвитеры и епископы, судя по всему одно и тоже. Тимофей — епископ, но его рукополагают пресвитеры. Это имеет смысл, только если пресвитер и епископ — это одно и то же. И было ещё некоторое пророчество, он опять его упоминает. Очевидно о самом Тимофее.
Вот, о чём стоит заботиться, вот, что знать, и пусть твой успех будет явным для всех. Будь внимателен к себе самому и к учениям, и занимайся всем этим. Поступая так, ты спасёшь и себя самого, и своих слушателей. (1Тим. 4:15-16)
Опять: ты спасёшь себя и своих слушателей — вряд ли имеется в виду, что он занимается самоспасением, но что эта линия поведения позволяет ему принять то самое спасение, которое совершил для него Христос, потому что это богословие Павел уже описал в другом месте. И обратим внимание: главное для руководителя общины — будь внимателен к себе и к учению. Не к людям, не смотри: кто там чем занимается, кто там прав, кто не прав, разбирай, увещевай их. Но к себе самому будь внимателен, и к учению, вере. Потому что, если этого нет, как ты будешь наставлять их. Поэтому главное условие, чтобы помочь остальным, куда-то их привести — самому оказаться именно там, куда ты других людей поведёшь.