Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Третья глава посвящена церковной иерархии. О, наконец-то, сегодня в Церкви православной, но и не только, огромную роль играет иерархия. Почему-то мы в посланиях Павла почти ничего о ней не видим. Вот это как раз то самое место, где об иерархии сказано подробно. Христианство, в общем, с самого начала иерархично. То есть нет такого равенства, есть сложная структура, в которой кто-то кому-то подчиняется. И наверху этой структуры человек, которого уже Павел называет словом епископ. Епископ — это буквально надзиратель, надсмотрщик. По-русски это как-то не очень хорошо звучит, какая-то тюремная должность, но — тот, кто контролирует, проверяющий. И как раз Павел пишет Тимофею. Тимофей, судя по всему, — епископ, руководитель общины. И вот, как епископ он обеспечивает некоторое преемство — кто-то его сменит. Павел объясняет, кого, собственно говоря, надо делать епископом.
Кто стремится к епископству — желает доброго дела, но епископ должен быть безупречен: муж одной жены, мыслящий трезво и здраво, порядочный и гостеприимный наставник, а не пьяница, драчун или стяжатель. Пусть владеет собой, не любитель ссор или денег. (1Тим. 3:1-3)
Желает доброго дела — хорошо это. Здесь прям на первом месте требование, которое сегодня не соблюдается. Понятно, что сегодня православные или католические епископы неженатые, но это трактуют так, что, дескать, они женаты на Церкви. Но мы дальше увидим, что для Павла это точно буквально: человек, у которого либо одна жена в данный момент времени, нет любовницы, либо у него вообще один брак, он не разводился. Непонятно: а если он вдовец? Но вот это некий идеал — то есть человек, который в семейной жизни постоянный.
Пусть он справляется с управлением собственным домом, чтобы дети слушались его с полным уважением. Как же будет заботиться о Церкви тот, кто не смог стать главой своей семьи? (1Тим. 3:4-5)
Вот, где, собственно, видно, что это семейный человек. У него и дети есть от той же самой жены. Я не буду сейчас объяснять и рассуждать о том, как изменилась эта практика, но вот мы просто замечаем, что, скажем, в основном направлении христианства она изменилась — епископ сегодня неженатый человек. Но его и роль во многом уже не совсем такая, как она была в этой древней общине, где, собственно говоря, это была большая семья. Епископ — это, прежде всего, должен быть человек, который имеет опыт семейного управления, имеет опыт такого общения со своими детьми, женой, чтобы справиться со сложной задачей управления христианской общиной.
Пусть он не будет и неофитом, не то, надувшись от важности, попадёт под то же осуждение, что и дьявол. (1Тим. 3:6)
Неофит — тот, кто недавно обратился, у него нет опыта, и Павел объясняет: почему. Очень точное описание неофитов: надувшись от важности, попадёт под то же осуждение, что и дьявол. Неофит — человек, который точно всё знает, который всех стремится направить, наставить, всем всё объяснить. И, в общем, он себя ставит очень высоко на самом деле. Дьявол ведь в христианском богословии — некто, кто стоял очень высоко, но очень низко пал. У неофитов есть такая опасность, если их ещё и поставить на такое высокое ответственное служение. И дальше тоже очень важные слова.
Среди тех, кто вне Церкви, он должен быть известен с хорошей стороны, не то падёт жертвой их ругани и сплетённой клеветы. (1Тим. 3:7)
Или можно даже перевести: или их ругань толкнёт его в ловушку дьявола. То есть клевета здесь либо человеческая, либо, действительно, это клеветник тот, который в особом смысле клеветник — дьявол. Зачем нам свидетельство со стороны внешних людей, тех, кто вне Церкви? Вот именно потому, что даже если, допустим, это несправедливо, но человек, у которого плохая репутация, вокруг него сразу возникает пространство сплетен, и человек, который живёт среди этих сплетен, сам падает их жертвой. Не только в том смысле, что они о нём плохое говорят, и его репутация снижается, а в том смысле, что он как-то начинает на это реагировать, раздражаться. То есть он начинает заниматься совсем не тем, чем ему бы надо.
Мы сегодня имеем трёхчастную иерархию: епископы, пресвитеры, дьяконы. У Павла здесь она двухчастная. Епископы, видимо, — те же и пресвитеры, отдельно дьяконы. Дьякон, причём, слово означает помощник. И дьяконы — это люди, которые просто были заместителями епископов, их помощниками, отчасти по хозяйственной части. В книге Деяний мы читаем, что первые дьяконы должны были заниматься благотворительными раздачами. Их задача очень конкретная там — нужно было хлеб неимущим раздавать, не апостолам же этим заниматься, они проповедуют, они несут слово Божие. А вот избрали толковых людей, которые умеют организовывать. Вот дьякон именно такой человек. Про них примерно то же самое.
К дьяконам относится то же самое: почтенные, не двуличные люди, которые не злоупотребляют вином и не ищут наживы, но хранят таинство веры с чистой совестью. (1Тим. 3:8)
Но требования менее строгие, уже не говорится, что муж одной жены, или хорошо управляет своим домом. Просто: почтенный люди, не пьяницы и не стяжатели.
Сначала их следует подвергнуть испытанию, и если окажутся безупречны, пусть служат дьяконами. Такие пусть будут и жёны: почтенные, чуждые сплетен, мыслящие трезво, и верные во всех отношениях. (1Тим. 3:10-11)
Не очень, кстати, понятно — жёны дьяконов и епископов, вероятно, поскольку и епископы у нас женатые. А может быть, это женщины, которые исполняют служение дьяконисс, в Послании к Римлянам есть упоминание о такой дьякониссе. Но если дьякон — это заместитель по хозяйственной части, как в книге Деяний, то очень естественно, что этим занимается женщина, как и сегодня во многих церквях, именно женщины занимаются хозяйственными делами.
Перевести можно не «мыслящие трезво», а «трезвого образа жизни». То есть в прямом смысле не пьяницы. Но тоже понятное требование.
Каждый дьякон должен быть мужем одной жены, справляться с управлением своими детьми, собственным домом. (1Тим. 3:12)
Вот, кстати, вспомнил, вроде бы не сказал сразу, но тут вспомнил. Вот как бы вдогонку, и про епископов это сказал, и тут вдруг про дьяконов.
Своим добрым служением они стяжают высокое положение и немалое дерзновение по вере во Христа Иисуса. (1Тим. 3:13)
Собственно, с чего начинается управление церковной общиной? С постановки правильных людей на правильные роли. Почтенных, тех, которые не злоупотребляют вином. Про епископов отдельно сказано, про дьяконов не сказано — не драчун, не стяжатель. Потому что у начальника больше шансов проявить эти свои качества, чем у помощника.
Всё это я пишу в надежде вскоре прийти к тебе. Но если и задержусь, ты будешь знать, как следует поступать в доме Божьем — это Церковь Бога Живого, оплот и основание истины. (1Тим. 3:14-1)
То есть дом Божий — это община, это не храм. Храмов ещё нет, они не строятся тогда потому, что христианство — это в общем-то незаконная религия, они собираются где угодно, в частных домах, где-то на природе. Но дом Божий — это сама община. А на чём она стоит?
Велика без сомнения эта тайна благочестия: Бог был нам явлен во плоти, праведность Его открыта в Духе, Ангелами был он увиден и проповедан народам, в мире Он принят был верой и вознесён во славе. (1Тим. 3:16)
Вновь Павел говорит о таинстве, о чём-то таком сокрытом от всех людей. Тоже такая поэтическая литургическая поэзия по сути, поэтическая формулировка. Если общинам, которые лишь недавно пришли к вере, Павел пишет подробно, целое Послание к Римлянам он раскрывает это по каждому пункту, то Тимофею достаточно в таком сжатом, и одновременно очень поэтичном, виде назвать самое главное из этого таинства веры. Что Павел здесь и делает, потому что Тимофей в этой вере уже крепок, твёрд. И, может быть, без лишних каких-то комментариев я просто ещё раз это прочитаю, что он здесь говорит о воплощении Христа и о том, что его праведность открывается, прежде всего, в Святом Духе. Может быть, имеется в виду конкретно воскресение.
Бог был нам явлен во плоти, праведность Его открыта в Духе, Ангелами был он увиден и проповедан народам, в мире Он принят был верой и вознесён во славе. (1Тим. 3:16)
То есть это всё касается и ангельского и человеческого мира, ну а с чем приходится сталкиваться Тимофею, когда он управляет Церковью, об этом будет ещё подробно сказано в четвёртой главе, да и дальше в этом Послании.