Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Апостол Павел обличает Коринфян и поясняет в чем заключается апостольское служение.
Лектор использует свой собственный перевод.
1-е послание к Коринфянам, мой перевод. Я — Андрей Десницкий. И мы читаем четвёртую главу для библейского портала Экзегет.
Вот как должен всякий человек воспринимать нас: мы — служители Христа, которым доверено управление в том, что касается таинств Божиих. (1 Кор. 4:1)
О чём идёт речь? Павел говорил в предшествующих главах о разных проповедниках, о разных лидерах христианской общины в Коринфе. Аполлос, который вместе с ним трудился, но параллельно, то есть они не были друзьями и соработниками. Пётр, который упомянут по своему арамейскому имени — Кифа и который тоже был для кого-то авторитетом. Сам Павел. Вот кто они все такие? Кто эти руководители?
...мы — служители Христа, которым доверено управление в том, что касается таинств Божиих. О таинствах он уже немного говорил: некий тайный замысел, который дан ради прославления всех людей, ради их соединения с Богом. И они, собственно говоря, управители, которые этим так или иначе распоряжаются.
Что же ещё требуется от такого управителя, как не верность? Меньше всего для меня значит, как судите обо мне вы, или вообще люди, да и сам я о себе не сужу. Ничего дурного за собой не знаю, но и праведником себя не называю. Судит обо мне Господь. (1 Кор. 4:2-4)
То есть единственное качество — быть верным служителем. И какая разница, что обо мне думают. Вот, мне кажется, такая идеальная формулировка для христианина: если дурного за собой не знаешь, но не торопишься себя называть праведником, а отдаёшься на суд Бога.
Да и вы ни о ком не судите прежде времени, пока не придёт Господь. Он осветит сокрытое во тьме и обнажит намерения сердец, и каждый тогда получит от Бога свою похвалу. (1 Кор. 4:5)
Бесконечные споры: кто прав, кто не прав, кто первый, кто последний. Какая разница: совесть меня не обличает, а Господь назовёт в своё время.
Всё это, братья, я говорил ради вашей пользы, применительно к себе самому и Аполлосу. Так, на нашем примере вы поймёте значение слов: не рассуждать сверх того, что написано. И не станете одного превозносить за счёт другого. (1 Кор. 4:6)
Очевидно, всё-таки между этими двумя партиями Павловых и Аполлосовых была какая-то серьёзная вражда. У нас всё время есть вражда: ты за кого? за тех или за этих? Ты кому подчиняешься, к кому прислушиваешься, в какой храм ходишь? А это вот не те, есть что-то там не такое, вот мы с ними не общаемся. Ради вашей пользы, применительно к себе самому и Аполлосу. Павел не пытается оправдаться, не пытается сказать: ну этот Аполлос, он там немножко иначе что-то, а вот мы — это правильно. Он говорит: вообще никакой разницы. Вы все Христовы, если вы христиане, конечно.
Так, на нашем примере вы поймёте значение слов: не рассуждать сверх того, что написано. Что значит не рассуждать сверх того, что написано? Есть Священное Писание, где изложены самые основные вещи. После этого мы начинаем спорить о толкованиях, о всяких мелочах, об обрядовых различиях, в конце концов, о характерах: один строгий, другой либеральнее, один радостный, другой депрессивнее. И это всё перемалывается: как более правильно? Да как угодно. Написано, скажем, что Христос, наш Господь, был распят ради нашего спасения. А вот придумывать, кто как на кого посмотрел — это всё просто ненужное, это всё просто лишнее. Кстати, неизвестно, где написано то, о чём Павел говорит, какой-то источник, который до нас не дошёл. Вот ведь не всё до нас дошло, к сожалению, из того, что было мудрое и правильное.
Чем же ты таким выделяешься? Что есть у тебя, чего бы ты не получил свыше? А раз получил, к чему хвалиться этим как собственным? (1 Кор. 4:7)
Вот я пошёл в магазин рубашку купил, могу сказать: какая хорошая рубашка у меня. А в духовной жизни что у меня есть такого, что я купил на свои заработанные деньги, чего я не получил бы от Бога? Рубашкой хвалиться тоже как-то неприлично.
Всего у вас уже так в изобилии, вы уже так богаты, что вы без нас воцарились. (1 Кор. 4:8)
Здесь, конечно, пошла ирония. Обратите внимание, в первой главе этого послания Павел уже говорит: у вас всего в изобилии, у вас всё хорошо, у вас всё замечательно. И здесь он к этому возвращается как-бы иронично. Вообще, он — основатель этой Церкви, он тот, кто пришёл туда с проповедью о Христе, у него есть, наверное, неограниченные полномочия в отношении этой общины. Это не просто кто-то там приехал какой-то знаменитый проповедник, руководитель, духовник, я не знаю кто ещё. А это как отец в своём семействе. Он их породил, эту Церковь создал. И он говорит: вы без нас уже воцарились, у вас всё есть, всё замечательно. Вот то, с чего он начал, вдруг обращается в довольно едкую иронию. Павел, хотя очень их хвалит, в каждом своём послании он обязательно сначала хвалит, но он не избегает конфликтов там, где эти конфликты конструктивны. Там, где нужно что-то обличить, где нужно сказать что-то достаточно серьёзное.
О, если бы вы и правда воцарились, чтобы и нам с вами царствовать заодно. О, если бы это была правда, мы бы тогда к вам присоединились. Полагаю, что нас, апостолов, Бог поставил последними и ждёт нас смерть как зрелище для всего мира: и для Ангелов и для людей. (1 Кор. 4:8-9)
То есть воцариться когда-то должен Христос, и христиане ожидают этого момента, чтобы с Ним разделить это царствование. А тут уже прямо сейчас у вас всё есть. Павел ставит себя здесь на последнее место. И не только риторически на последнее место, он говорит: Бог нас поставил последними. И здесь есть какой-то образ. Когда римские полководцы проходили в триумфе, то, понятно, сначала полководец, потом войска, отличившиеся воины, а в конце ведут пленников. Этих пленников часто ведут прямо на казнь — каких-то вражеских вождей, каких-то особых воинов врага. И вот мы проходим в этой триумфальной процессии последними. Мы — апостолы, то есть те, кто, может быть, на первом месте должен был бы быть, но вот Бог нас поставил на это место. И ждёт нас смерть как зрелище для всего мира. Я напомню, что в этих римских триумфах и вообще время было такое: часто убивали приговорённых к смерти публично во всяких цирках, чтобы народ посмотрел, развлёкся. И Павел говорит: и нас такая смерть ждёт, причем зрелище и для Ангелов и для людей.
Мы безумны ради Христа, а вы мудры во Христе. Мы немощны, а вы сильны. Вы в почёте, а мы в бесчетии. И по сю пору мы терпим голод и жажду, наготове побои, мы скитаемся и собственноручно занимаемся тяжким трудом. (1 Кор. 4:1-12)
Павел это всё время подчёркивает, что он сам работал, что он зарабатывал себе на жизнь, он палатки шил.
Нас бранят, а мы благословляем, преследуют, а мы терпим, бесчестят, а мы отвечаем приветливо. Мы сделались словно отбросами этого мира, всеми отвергнуты и до сей поры. (1 Кор. 4:12-13)
У вас всё хорошо, вы позволяете себе делиться на партии, значит, вы всем изобильны, у вас всё прекрасно. А мы, апостолы, те, кто привели вас к вере, мы в очень дурном положении, у нас всё плохо. И это не просто упрёк: знаете, вы там поделитесь, хотя бы проявите уважение к нашим тяжёлым обстоятельствам. Но он говорит: мы в принципе на этом последнем месте, так Господь судил.
Вообще, что такое весть о Кресте? Он начинает своё послание, что проповедует Христа распятого. Не Христа Царя, не Христа, который придёт во славе, не Христа, который творит чудеса. А распятого. Человек, который висит на Кресте, занял последнее место. Вот нет на земле такого нищего, убогого, больного, который позавидовал бы Ему. Потому что Он умирает, и умирает страшно, позорно, мучительно. И вот Христос имеет последнее место в этой процессии, а апостолы — самые близкие ко Христу — предпоследнее. Чем ближе ко Христу, тем ниже ты в этой иерархии. А чем ты выше оказываешься, чем духоноснее, чем обильнее, чем мудрее, славнее, тем ты от Него дальше. Дальше от этого Христа распятого. Павел даёт эту удивительную перевёрнутую иерархию . На этой перевёрнутой иерархии есть иерархия христианского мира.
Так он уж их вот совсем обвинил. Но тут же он смягчает, он не хочет ругаться, он не хочет какой-то депрессии на них нагонять. Он просто очень серьёзно их предупреждает о некоторых базовых вещах.
Пишу я это не к тому, чтобы вас пристыдить, а для вашего вразумления, любимые мои дети. Может быть, у вас и тысяча наставников во Христе, но не много у вас отцов. А я, проповедуя Евангелие, родил вас во Христе Иисусе. (1 Кор. 4:14-15)
Детей тоже ругают, любимых детей ругают, не только говорят им ласковые слова. Он говорит: я основал вашу Церковь, сделал вас христианами. Как христиан я вас родил. И, может быть, это звучит нескромно, но его это абсолютно не смущает, потому что это правда.
И потому призываю вас мне подражать. Для того я отправил к вам Тимофея, моего возлюбленного сына, верного Господу, чтобы он поведал, как я следую за Христом Иисусом, о чём я наставляю повсюду каждую из Церквей. (1 Кор. 4:16-17)
Вообще детям свойственно подражать родителям, они от родителей учатся всему. Тимофей, по-видимому, тот самый, которому потом два послания он напишет. Достаточно молодой, но близкий к нему христианский проповедник и духовный лидер. Ещё раз он говорит об отцовстве и сыновстве, когда говорит о Тимофее. Кстати, вот откуда эта традиция — называть духовников отцами.
Я никак не доберусь до вас, вот некоторые у вас и возгордились. Но я скоро к вам приду, если будет угодно Господу, и проверю, чего стоят не слова этих гордецов, а их силы. Каково на самом деле всё. Ведь не в славе Царствие Божие, но в силе. (1 Кор. 4:18-20)
Вот насколько эта их позиция позволяет что-то делать, что-то менять. Мы все можем говорить много слов. Помните, в Евангелии есть история, когда Христос говорит: что легче сказать человеку: прощаются тебе грехи твои, или встань и ходи? Прощаются грехи — проверить невозможно. А встань и ходи — вот сейчас он встанет и пойдёт, или не встанет и не пойдёт, и будет ясно: была ли сила в этих словах или это просто болтовня. И Он говорит: прощаются тебе грехи, но одновременно говорит: встань и ходи. И тот идёт. Соответственно, сила в словах, сила в какой-то духовной жизни. Это когда мы считаем, что идёт какая-то интенсивная духовная жизнь, что-то происходит. И способ проверить: а сила в этом есть — что-то меняется зримо, видимо, реально?
А вы как хотите, чтобы я к вам пришёл: с розгой или с любовью в кротости духа? (1 Кор. 4:21)
Опять это вопрос отца, который наказывает своих детей, и от них зависит выбор. Не он навязывает им строгость или какую-то ласку, а скорее, их поведение определяет, как он к ним придёт. Эта четвёртая глава 1 Послания к Коринфянам, мне кажется, очень хорошо показывает суть духовного отцовства, суть духовничества, суть наставничества, которое выражается не в том, что старший берёт на себя всё за младшего и полностью им руководит, но направляет. И может быть очень разным в зависимости от потребности этой общины или каждого конкретного человека. Ну а дальше продолжим.